Активное участие в шествии приняли организованные общественные группы. Фото РИА Новости
В Москве 7 сентября состоялся общегородской крестный ход. Такого масштаба церковных шествий в столице не было много лет. Процессию обещают сделать ежегодной. При этом марш тысяч верующих по городу произвел впечатление политизированного мероприятия.
Перед началом общемосковского крестного хода патриарх Кирилл заявил, что религиозная акция призвана подтвердить статус Москвы как православной столицы. В РПЦ также объявили о планах восстановить дореволюционную традицию подобных религиозных процессий. Дата 7 сентября была выбрана не только потому, что это День города. В церкви тогда же отмечают День поминовения всех святых Московской земли.
Шестикилометровый маршрут начинался от храма Христа Спасителя и заканчивался у стен Новодевичьего монастыря. Шествие возглавил патриарх. По данным Росгвардии, участниками религиозного мероприятия стали примерно 40 тыс. человек. Однако несколько дней спустя глава РПЦ заявил, что верующих было на самом деле 400 тыс.
Участники шествия еще шагали по улицам и набережным Москвы, а в Сети уже вспыхнула полемика, нет ли в религиозной процессии политического мотива. Причиной дискуссий стало очевидное присутствие в колоннах таких общественных движений, как «Русская община», с которой Московская патриархия с недавних пор официально сотрудничает.
В апреле глава РПЦ во время заседания Высшего церковного совета выразил обеспокоенность засильем мигрантов и распространением неоязычества. Тогда же и.о. (на тот момент) председателя Синодального миссионерского отдела, заместитель управляющего делами Московской патриархии архиепископ Зеленоградский Савва (Тутунов) прочитал доклад «О деятельности движения «Русская община». А впервые об общинниках широкая публика узнала 12 сентября 2024 года. Тогда в Санкт-Петербурге в День перенесения мощей князя Александра Невского состоялся ежегодный крестный ход, и среди его участников были люди с символикой «Русской общины» и флагами движения. Они скандировали: «Русские, вперед!» и «Мы русские, с нами Бог!».
В РПЦ хоть и признали ряд особенностей, отличающих московское мероприятие от рядового религиозного события, но любую связь с политикой опровергли, заявив, что акция стала выражением православного единства и национальной идентичности.


