Кадр из фильма "Дело Румянцева" (1955, реж. Иосиф Хейфиц)
Актер Алексей Баталов долгие годы преподавал актерское мастерство во ВГИКе, был секретарем правления Союза кинематографистов и президентом «Ники», писал сценарии и книги, выступил в качестве режиссера трех фильмов. В кино сыграл более пяти десятков ролей.
Картина Михаила Калатозова, снятая в 1957 году, до сих пор остается одним из самых выдающихся произведений советского, да и мирового кино – и все еще единственным фильмом на русском языке, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Военная лента, существующая вне времени и географии, говорящая со зрителем на универсальном киноязыке. Герои в исполнении Татьяны Самойловой и Алексея Баталова молчаливы, но их молчание, иллюстрированное невесомой, будто парящей камерой, взмывающей ввысь в самых кульминационных моментах, к тем самым летящим журавлям, заявляет о величине актерского дарования громче любых произнесенных вслух слов.
Этот каннский триумф был для актера не первым. В 1955 году лента Иосифа Хейфица «Большая семья», где одну из своих первых ролей исполнил Баталов, получила награду главного киносмотра за актерский состав. В том же 55-м Хейфиц снял Баталова в «Деле Румянцева» – почти детективной истории про попавшего в бандитскую западню несправедливо осужденного честного шофера. У Хейфица актер снимется еще в двух фильмах – «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». И таких благородных героев в кинокарьере Баталова будет немало. Таких как Гусев из «Девяти дней одного года» – шедевра Михаила Ромма, где Баталов играет ученого в паре с Иннокентием Смоктуновским. По легенде, режиссер забрал у актера сценарий, сказав ему спуститься в ядерный реактор - только так можно понять, что играешь. Ученый из Баталова получился убедительный. Улыбчивый, светлый, ироничный, благородный – глубоко трагический персонаж. Умирая, он передавал друзьям из палаты шутливую записку с просьбой принести ему штаны для похода в ресторан. Весь фильм состоит, как, впрочем, и «Летят журавли», из красноречивых крупных планов.
Ни одного отрицательного персонажа, ни одного характерного злодея – редкий случай для актера. И ни одной проходной, одинаковой роли, ни одного блеклого и невзрачного персонажа. Фильмы «Бег», «Звезда пленительного счастья», «Седьмой спутник». И, конечно, «Москва слезам не верит». Гоша, Гога, он же Жора, интеллигент из электрички, слесарь с пронзительным взглядом – таким, что зрителю глаз не оторвать. Невозможно представить фильм Владимира Меньшова – эту женскую историю – без Георгия Ивановича. Как невозможно представить наше кино – то самое, каким его еще помнят и знают и здесь, и за рубежом – без Алексея Баталова.