На лавочке у Патриарших прудов. Фото Александра Саенко с официального сайта театра
В Петербурге инициирован новый форум, который планируют сделать традиционным, ежегодным. Фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» приурочен к юбилею мастерской Григория Козлова: 20 лет назад был набран первый, режиссерский курс. За это время выпущено уже четыре поколения учеников, два курса составляют ныне труппу театра «Мастерская». Уникальная судьба: из курса выпускников родился коллектив, со временем получивший статус государственного. По стране таких театров можно по пальцам пересчитать. И многих из «Мастерской» удалось в этом году пригласить к себе в гости, в круг единомышленников.
Театр-школа, где идет непрерывный процесс обучения, творческого развития, а художественный руководитель одновременно и бессменный педагог; театр, который составили актерские курсы, и театр, сохраняющий принцип студийности. Их очень мало, и каждый из коллективов имеет свой неповторимый портрет, стиль и атмосферу. Часть из них участвовала в фестивале, кого-то надеются увидеть в афише следующего года. В столице сегодня это Мастерская Петра Фоменко, Студия театрального искусства Сергея Женовача, Мастерская Дмитрия Брусникина, Et cetera Александра Калягина. В Петербурге – из старой гвардии – Малый драматический театр Льва Додина, Молодежный театр на Фонтанке Семена Спивака, Театр поколений Данилы Корогодского, Небольшой драматический театр Льва Эренбурга, нынешняя труппа Большого театра кукол под руководством Руслана Кудашова. Из немногих региональных театров-студий в Петербург приехал воронежский Камерный театр Михаила Бычкова.
А в качестве зарубежного союзника фестиваль пригласил театр-студию из малайзийского города Куала-Лумпур, где создание студийного коллектива спровоцировало появление первого профессионального театра, и это в наши-то дни. Их репертуар на экспорт несет не менее важную миссию. В Петербурге малайзийцы показали этюдный спектакль «Еще не укрощенная» о специфике азиатской культуры, проследив социальный путь от девочки до девушки с помощью театральных средств – игр и танцев, проигрывания жизненных ситуаций в семье, на работе, внутри социума. Режиссеры Фарида Мерикан и Джо Хашам хотя и по американскому сценарию (национальный образ уступил место интернациональному, а жанр оказался близким к мюзиклу), но создали, по сути, спектакль-терапию против насилия и диктата патриархального общества.
Смотр открылся двухчастной – идет два вечера подряд – премьерой «Мастера и Маргариты» Григория Козлова. Каждый его курс в качестве дипломной работы осваивает масштабную для сценического воплощения прозу. Роман поставлен Козловым практически без купюр. Юные четверокурсники (мастер уже крепко задумался над тем, как взять их в свой театр) смело и решительно, азартно и безоглядно – на образцы прошлого – бросаются в булгаковскую авантюру. Именно московские сатирические сцены, сыгранные с юмором, карикатурно-пародийными персонажами литературной богемы, собственным музыкальным бэндом и вставными рэп-номерами становятся энергетическим центром спектакля и его удачей. А мистическая свита эффектного Воланда (Глеб Савчук) в обаятельном исполнении Фомы Бызгу (Бегемот), Левана Цискадзе (Азазелло), Ильи Колецкого (Коровьев) покоряет зрителей.
Ершалаимские эпизоды гораздо более книжны, но античные профили молодых актеров Каифы (Гиорги Голошвили) и начальника тайной полиции (Юрий Насонов) привносят неподдельную аутентичность. Подчеркнут момент принятия судьбоносного решения капризным красавцем Понтием Пилатом (Никита Капралов): его бессилие перебороть преступную власть, отпускающую из-под стражи не беззащитного Иешуа, а кровавого преступника Варравана, поставлено крайне злободневно. В немодной, казалось бы, сегодня скрупулезной последовательности (ее Козлов сделал брендом «Мастерской», выстраивая репертуар не на драматургии, а на прозе) – желание прочесть любимую книгу через искусство театра заново, вслед за пером автора. Не случайно режиссер закольцовывает роман в романе еще одной сюжетной рамкой – биографией Булгакова, лирической историей его брака с Еленой Сергеевной, взаимоотношениями творца с властью – сталинские усы не раз появляются на занавесе. Пусть без открытий, и явно с учебной, просветительской функцией, но буквально сопоставленная в спектакле фигура самого Булгакова и вымышленного Мастера придает замыслу особый объем и документальность. И, видя, как на поклонах букеты из рук режиссера и артистов кладутся к портрету Михаила Афанасьевича, думается о том, что передать историческую память, любовь «к отеческим гробам», возможно, и есть самая главная миссия педагога.
В оф-программе памяти режиссера и театрального педагога Вячеслава Кокорина прошли читки и представление эскизов режиссерами, как учениками Григория Козлова, так и теми, кто познакомился с основной труппой театра «Мастерская» впервые в рамках лаборатории. Конечно, те, кто «одной крови» с мастером и уже работал с труппой, а также в работе продолжил свои собственные художественные искания и выбрал в качестве материала малоизвестные пьесы, показали результаты более выигрышные, почти готовые пополнить репертуар.
Пьеса «Оборванец» Михаила Угарова имеет в Петербурге собственную сценическую историю. Спектакль Александра Галибина в Театре на Литейном стал хитом 1996 года. Пьеса с ярко выраженной поэтической композицией, где автор – такой же равноправный герой фабулы, а ремарки существуют наравне с диалогами, кажется, осталась в своем времени – в 80-х, когда текст был вызовом на фоне произведений с прямым сюжетом. Но Тимур Насиров подчеркивает заманчивую атмосферу ретро, метафоризацию простого быта, осколков советской жизни, сентиментальную интонацию автора, и от историия любви и измены, темы украденной жизни, поисков счастья веет умиротворяющей ностальгией.
Абсурдистская пьеса Людмилы Петрушевской «Гызбу» на читке Галины Бызгу (вот такая выстраивается театральная рифма) превратилась в лучший, причем импровизированный дуэт. Режиссер, подменившая исполнителя мужской роли, в бурлеске составила партию Александре Ионовой. Агентство знакомств сводит женщину-землянку и инопланетное существо, по ходу диалога раскрывающее свое истинное, «деревянное» лицо. В тот момент, когда мы, наконец, понимаем, что собеседник стеснительной дамы, желающей обзавестись ребенком, самый настоящий дуб в обличье человека (и размножается почкованием), мы готовы простить автору любую фантазию. Зритель захвачен интригой и ловит уморительные повороты мысли, явственно видит, как сквозь экстравагантные «предлагаемые обстоятельства» пробивается нежное и светлое, самое удивительное человеческое чувство.
Какому сегодня типу театра быть востребованным – решает публика. Какому театру, как творческому сообществу, родиться – решает скорее всего время и место, а еще харизматичный лидер, который ведет целые поколения от студенческой скамьи до слаженной труппы. Отчего появление каждой студии или мастерской индивидуально и неожиданно, но эту судьбу можно писать, вдохновлять, обогащать новыми токами, что и старается делать петербургский театр «Мастерская» Григория Козлова.
Санкт-Петербург–Москва