Эстафету председательства в АС принял норвежский посол по делам Арктики Мортен Хеглунд. Фото с сайта www.regjeringen.no
11 мая, согласно пожеланиям норвежской стороны, состоялась передача председательства в Арктическом совете (АС) от РФ к Норвегии в режиме онлайн. Норвежская компетенция растянется на 2023–2025 годы. Смешанный очно-заочный формат процедуры смены председательства, как подчеркнул экс-председатель комитета старших должностных лиц АС, посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов, вполне вписался в действующий регламент АС.
Вместе с тем отметим, что имиджевый контекст виртуального мероприятия не мог не отразить специфику современного дипломатического момента, обусловленную бойкотом коллективным Западом России в знак протеста против специальной военной операции в Украине. Так, если традиционно смена председательств в АС происходила в рамках торжественных заседаний глав дипломатических ведомств арктической восьмерки (А8) – учредителей АС, то характер нынешнего виртуального мероприятия оказался закономерно тривиальным. Процедура передачи председательства Норвегии была приурочена к XIII сессии АС, проходившей 10–11 мая в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, одновременно с международной конференцией в рамках российского председательства «Арктика. Грани будущего», привлекшей к себе даже больший интерес в силу представленного на ней ямальского опыта взаимодействия экономических операторов промышленных компаний и коренного населения. Не случайно Корчунов образно назвал эту модель взаимодействия «частно-государственным партнерством в интересах устойчивого развития коренных народов», легко адаптируемым и востребованным за рубежом.
Понятно, что избранная Осло виртуальность передачи Норвегии председательства в АС априори снимала вопрос касательно традиционного председательского атрибута – молотка, остающегося за Россией. Впрочем, как и ее региональное лидерство. Однако дипломатический этикет Россия не нарушила. Участников XIII сессии АС (напомним, неминистерской) в режиме видеообращения приветствовал лично глава МИД РФ Сергей Лавров. Отметив «важность Арктики для стратегических интересов нашей страны», министр особо подчеркнул, что в период своего председательства РФ неизменно руководствовалась «общими интересами обеспечения устойчивого и безопасного развития всего Арктического региона, благополучия его населения, включая коренные народы Севера». Вместе с тем Лавров с сожалением констатировал «политизированные и контрпродуктивные» шаги коллег по АС, ведущие «к размыванию коллективных подходов к ответственному управлению Арктикой». Он также выразил убеждение, что «дальнейшая эффективная работа, да и судьба Арктического cовета в целом будет зависеть от того, удастся ли нам совместно найти возможности для продолжения цивилизованного диалога в интересах сохранения Арктики как территории мира, стабильности и конструктивного сотрудничества».
Учитывая, что эти задачи были зафиксированы в подготовленной исландским председательством Министерской декларации 2021 года и в Стратегическом плане АС на 2021–2030 годы, РФ ожидает их дальнейшую реализацию как от норвежского, так и от последующих председательств арктических государств. Напомним, что на ближайшую перспективу сменщиками Норвегии станут Дания и Швеция.
Поскольку все познается в сравнении, вспомним предыдущее, XII министерское заседание АС в Рейкьявике (май 2021 года), на котором председательство вместе с его артефактом – деревянным молотком председателя в праздничной атмосфере перешло к России. Тогда глава исландской дипломатии патетически вручил его своему российскому коллеге. Примечательна ирония судьбы: торжественности российскому председательству добавил тот факт, что именно на долю РФ выпало председательство в юбилейный для АС год: Совет отмечал свое 25-летие.
Все пошло наперекосяк в марте 2022 года, когда вопреки интересам народов мирового Заполярья А8 распалась на А7+1, то есть на саботирующую российское председательство арктическую «семерку» и РФ, чье лидерство в Арктике по-прежнему неоспоримо. Ведь и в условиях политиканства коллег по АС Россия свою председательскую миссию выполнила почти полностью. Как пояснил Корчунов, «почти» объясняется тем, что Комплексная программа российского председательства рассчитана до августа 2023 года. В ее рамках уже прошло более 100 тематических форумов, в том числе с международным участием. Но ряд значимых мероприятий еще предстоит провести. В частности, на второй-третий кварталы планируется ознакомительная поездка в арктические регионы РФ дипломатических представителей государств Персидского залива, стран Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Изучению возможностей взаимодействия в высоких широтах РФ вышеназванных стран, а также РФ и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива будет посвящен специальный семинар. В июне на полях ПМЭФ-2023 планируется заседание Арктического экономического совета.
Важно отметить, что попытки А7 изолировать РФ дали толчок опасениям грядущего краха АС. Их отголоски прозвучали и на итоговой пресс-конференции российского председательства, данной онлайн из Салехарда Корчуновым. Отвечая на вопросы касательно перспектив АС и отношения РФ к этому межправительственному формату, дипломат констатировал, что РФ будет руководствоваться национальными интересами. Пока АС ее интересам не противоречит. Однако нельзя забывать, что вместе с председательством к Норвегии перешла и ответственность за будущее АС.
Кстати, опасность политиканства А7 для судьбы АС признано трезвыми головами и в странах Северной Европы. Так, по данным Reuters, не видит будущего АС без России член парламента Дании от Гренландии, председатель Постоянного комитета парламентариев Арктического региона Айа Кемнитс Ларсен. Она убеждена, что АС «неизбежно должен будет войти во взаимодействие с Россией, даже если прямо сейчас это не представляется возможным».
Показательно в этом плане принятое 11 мая в Салехарде «Заявление АС по случаю XIII заседания АС», в котором однозначно признаются «историческая и уникальная роль АС для конструктивного сотрудничества, стабильности и диалога между людьми в Арктическом регионе», а также «приверженность работе по защите и укреплению АС».
Принципиально важным моментом можно считать включение в Заявление пункта о признании «ценной работы, проделанной Арктическим советом со времени последней встречи на уровне министров (то есть в период председательства РФ. – К.Л.), с особым акцентом на прогресс, достигнутый в определении путей реализации Стратегического плана (2021–2030)».
Вместе с тем в Заявлении присутствует нюанс, ставящий под сомнение стремление Норвегии обеспечить жизнеспособность АС. В документе идет речь о «предложении норвежского председательства провести у себя 14-е заседание в 2025 году». При этом можно лишь гадать о его формате. Будет ли оно вновь традиционно министерским или опять в онлайн-режиме? Во всяком случае, в преддверии салехардовской встречи были информационные вбросы Reuters о том, что госсекретарь МИД Норвегии Эйвинд Вад Петерссон воздерживался от комментария касательно продолжения паузы в работе АС после перехода председательства к Норвегии.
Все это заставляет смотреть с обеспокоенностью на полноформатное будущее АС под председательством Норвегии. Ведь последний опыт российско-норвежского взаимодействия и по линии дипломатических ведомств, и по линии шпицбергенского «добрососедства» явно не внушает оптимизма. В этом контексте трудно не согласиться с председателем правления Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Николаем Дорониным, констатировавшим, что в Арктике «логика добрососедских отношений рушится под нажимом геополитических интересов военно-политического блока», однако «будущего Арктического совета без России нет: географию никому не удавалось обмануть».
В этой связи заслуживает внимания и выступление 10 мая в Госдуме главы Минвостокразвития Алексея Чекункова. Он резюмировал, что Россия завершает свое председательство в АС «в состоянии открытости ко всем государствам, готовым заниматься развитием Арктики во имя мира».
Жаль, конечно, что до сих пор российским руководством игнорировались многочисленные экспертные предложения российской науки форсировать арктическое взаимодействие по линии таких дружественных форматов, как БРИКС и ШОС. Но практика, хотя и с опозданием, доказала ущербность российской зацикленности на приарктическом сотрудничестве. Признал это и Корчунов, заявивший в ходе пресс-конференции, что «такая большая страна, как РФ, не может быть заложником одного формата – АС».