0
2456
Газета Экономика Печатная версия

11.06.2010

Платное образование – неразвенчанный миф

Тэги: образование, реформа


образование, реформа Аргументы чиновников не убеждают обеспокоенных родителей школьников.
Фото Надии Еникеевой

Забирайте детей из школы или жалуйтесь в прокуратуру – такой способ адаптации к реформе бюджетных учреждений посоветовали вчера гражданам руководители Минфина и Минобрнауки. В начале мая президент поручил чиновникам развеять опасения граждан по поводу введения в стране элементов платного образования. На фоне пикетов против реформы бюджетных учреждений в четверг руководители Минфина и Минобрнауки убеждали общественность в безобидности и позитивных перспективах уже принятых законов о реформе бюджетного финансирования школ и больниц. Однако главным аргументом чиновников оказалась лишь их вера в то, что реализация новых законов на практике пройдет идеальным образом.

В четверг в Москве прошла акция в поддержку подготовленного оппозицией законопроекта о признании утратившим силу недавно принятого закона о реформе бюджетных учреждений. Цель акции, по словам организаторов, «призвать власти оставить попытки лишить россиян права на бесплатное образование и медицинское обслуживание». Проблема в том, уверены обеспокоенные родители и педагоги, что «государство превратилось из гаранта фундаментальных прав, закрепленных в Конституции, в их спонсора и изменения в правовом статусе бюджетных учреждений предвосхищают введение в нашей стране платного образования и здравоохранения». В целом данный пикет является продолжением тех акций протеста против коммерциализации школ, которые охватили в конце мая – начале июня многие города России – Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Барнаул, Саратов и т.д. «НГ» уже описывала суть претензий противников реформы бюджетных учреждений (см. номера от 24.05.10, 25.05.10, 28.05.10).

Одновременно с этим пикетом в РИА Новости чиновники из Минобрнауки и Минфина пытались развенчать мифы, возникшие в обществе вокруг бюджетной реформы. Самым главным мифом, считают они, является утверждение, что образование в России, согласно закону, станет платным. «Ни одного слова в законе о платности нет. Гарантии бесплатного общего образования, начального профессионального, а на конкурсной основе и среднего и высшего профессионального образования закреплены в Конституции РФ. Никто эти нормы не менял и не собирается менять», – заявил замминистра образования и науки Владимир Микушевский. Более того, «количество предметов и часов, которые школьник должен изучать в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, закреплено в госстандарте┘ И если вдруг какая-то школа перестает оказывать услугу по госстандарту, который утвержден, у нее просто приостанавливается лицензия», – продолжил он. Однако, уточняют чиновники, в скором времени старые госстандарты будут заменены на новые, «новые же еще не все готовы, они пока активно разрабатываются».

Интересно, что такие уверения чиновников почти слово в слово воспроизводят опубликованные на сайте президента Дмитрия Медведева аргументы в пользу бюджетной реформы. Тот факт, что новый закон воспринимается как шаг к платному образованию в России, очень удивил президента: «Кто там нашел хотя бы строчку, что среднее образование в нашей стране будет платным? Да нигде этого нет! Возможность прийти в школу и получить необходимый набор образовательных услуг были, есть и будут в нашей стране бесплатными. Внимательно закон читайте».

Замминистра финансов Татьяна Нестеренко посоветовала родителям тех школьников, у которых вымогают деньги под прикрытием нового закона о бюджетных учреждениях, обращаться в прокуратуру. Еще один путь воздействия на общеобразовательные учреждения – перевод ученика в другую школу. Нормативно-подушевое финансирование, привязанное к ученику, предполагает, что чем больше будет учеников в школе, тем ей это выгоднее. Поэтому школы будут заинтересованы в предоставлении именно бесплатного качественного образования. Ведь если образовательное учреждение не сможет соответствовать главным требованиям учеников и родителей, то соответственно и учеников в такое учреждение будет приходить все меньше, что тут же ударит по его финансированию.


Татьяна Нестеренко уверена, что реформа финансирования школ будет безвредной.
Фото PhotoXPress.ru

Первый проректор Высшей школы экономики, один из разработчиков закона Лев Якобсон добавил, что в этом законе нет ничего такого, чего надо бояться, но он и не решает волнующие людей вопросы. Миф о платности образования, по словам Якобсона, стали вычитывать в законе, который совершенно про другое. Это «скромный финансовый закон» о статусе бюджетных учреждений. «Данный закон, по сути, лишь легализует и закрепляет те изменения, которые уже произошли, вносит ясность», – уверен Якобсон. Но реформа затронула «больное место, напомнив о той беде, которая много лет не идет со двора, – это недофинансирование бюджетной сферы, а также – крайняя неэффективность использования госсредств, это теневая приватизация, которая вовсе не этим законом вводится, но которая полным ходом шла в 90-е годы в бюджетной сфере и от которой не удалось уйти до сих, это безответственность учреждений по отношению к потребителям, это неясность перспективы».

Неясность перспективы – судя по всему, бич и самих инициаторов реформы. «Любой миф сможет развеять только практика. Снятие страхов возможно только в процессе правильного применения новых норм», – парирует критикам закона Нестеренко. Главный же вопрос, по ее мнению, вопрос не к закону, а к будущим программам и стратегиям государственной деятельности. Описать в деталях процесс реализации нового законодательства чиновники Минфина и Минобрнауки вчера не смогли. «Сейчас создаются механизмы государственной программы образования. В ней должно быть все: стандарты, контроль, платность, неплатность, количество детей и т.д.», – рассказывает замминистра финансов. Получается, что ответ на вопрос о платности образования даст не принятый недавно закон, а некая госпрограмма, которая пока еще только разрабатывается.

В ответ на проделанное ведомствами «развенчание мифов» председатель движения «Московские родители» Галина Шнайдер в беседе с корреспондентом «НГ» заявила вчера, что все озвученные чиновниками аргументы в пользу реформы уже давно известны и совсем не убедительны. Поэтому главное требование инициативной группы от родителей и преподавателей – полная отмена противоречащего Конституции и вынуждающего россиян платить за образование закона – остается в силе. В итоге попытка чиновников разъяснить последствия принятия нового закона фактически провалилась. В большой степени потому, что и сами чиновники не до конца осознают, как именно будет проводиться эта реформа и к чему именно она приведет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

В Украине под угрозой объединительный собор, а в России – светское государство

Павел Скрыльников

0
1107
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1036
Навальный предложил гражданам потроллить депутатов

Навальный предложил гражданам потроллить депутатов

Дарья Гармоненко

Пенсионные протесты пока будут проходить в виде спам-атак на Госдуму

0
4884
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3081

Другие новости

Загрузка...
24smi.org