0
2370
Газета Экономика Интернет-версия

20.05.2011 00:00:00

Сделка на небесах

Тэги: аэрофлот, авиация


ОАО «Аэрофлот» и ГК «Ростехнологии» объявили о согласовании позиции по стоимости авиакомпаний, передаваемых крупнейшему российскому авиаперевозчику. Таким образом, снято последнее препятствие к завершению сделки века на российском рынке авиаперевозок. Результат ее будет значим не только для России: «Аэрофлот» становится серьезным конкурентом крупнейших зарубежных авиакомпаний.

В феврале прошлого года российское правительство приняло решение передать «Аэрофлоту» авиационные активы «Ростехнологий» – ГТК «Россия», компании «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы». Ранее на основе этих авиакомпаний «Ростехнологии» рассчитывали создать нового авиаперевозчика «Росавиа», однако проект не удался. Решение правительства было принято в целях создания глобального авиационного перевозчика, который сможет на равных конкурировать с компаниями мирового уровня.

Дело в том, что до сих пор Россия, являясь одной из ведущих авиастроительных держав, в области авиаперевозок занимала более скромное место. Между тем сегодня мировой рынок авиаперевозок таков, что страна, не сумевшая занять достойного места на его арене, теряет не только международную, но и национальную сеть авиаперевозок. Вот почему крупнейшие державы мира так настойчиво взращивают из национальных авиакомпаний игроков мирового уровня.

Теперь этого уровня достигла и Россия. Шесть авиакомпаний, которые войдут в состав «Аэрофлота», являются не просто крупными региональными операторами. Благодаря приобретению у крупнейшего российского авиаперевозчика появляется сеть авиаперевозок, охватывающая не только российские регионы, но и выходящая за пределы страны. Прирост годового объема пассажирских перевозок составит 7 млн. человек, перевалив за 20 млн. человек. В процентном отношении это означает увеличение перевозок (в терминах пассажиро-километров) с 27 до 41% объема российского рынка.

Надо сказать, что путь к завершению первого этапа сделки был нелегким. «Аэрофлот» и «Ростехнологии» довольно долго не могли согласовать стоимость передаваемых активов. «Ростехнологии» считали, что пакет передаваемых акций должен стоить не менее 8–9% капитализации «Аэрофлота», Минтранс России не давал более 2–2,5% капитализации. Были и такие подсчеты, согласно которым передаваемые авиаактивы приравнивались чуть ли не к четверти стоимости всего «Аэрофлота». Позже фигурировала значительно меньшая сумма – около 1,7 млрд. руб., что соответствует оценке Минтранса.

Сложность с оценкой заключалась в том, что передаваемые активы имеют хороший потенциал, но для его реализации необходимо решить несколько проблем. Главная из которых – это долги шести авиакомпаний, достигающие 819 млн. долл. Вторая сложность – разный юридический статус передаваемых авиакомпаний. В частности, три из них: «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводы-

авиа» – на момент принятия решения о передаче были федеральными унитарными предприятиями. Следовательно, требовалось провести их акционирование.

В результате, как сообщил «НГ» источник, близкий к авиакомпании «Аэрофлот», «Ростехнологии» согласились передать наряду с шестью авиакомпаниями дополнительные активы и избавились от части долга. Это позволило выработать окончательный компромисс.

Акционирование передаваемых авиапредприятий также идет полным ходом. К настоящему времени акционированы уже две из них – «Россия» и «Оренбургские авиалинии». Что касается ФГУАП «Кавминводыавиа», здесь акционирование еще идет, но уже проведен один из самых сложных его этапов: разделение активов на авиакомпанию и аэропорт.

Наконец, введение в советы директоров интегрируемых авиакомпаний представителей менеджмента «Аэрофлота» (самый свежий пример – недавнее переизбрание совета директоров ОАО «Саратовские авиалинии») дало возможность сразу после согласования цены с «Ростехнологиями» перейти ко второму этапу интеграции компаний – корректировке бизнес-моделей и обновлению самолетного парка. В частности, через «Ростехнологии» будет закуплено 50 Boeing 737, а в рамках программы «Аэрофлота» по закупке продукции отечественного авиапрома до 2020 года для нужд холдинга планируется приобрести 126 современных российских воздушных судов, где особые надежды возлагаются на Sukhoi SuperJet-100.

Эксперты высоко оценивают результат сделки. По их мнению, она позволит «Аэрофлоту» не только увеличить свою капитализацию на 15–30%, но и поможет исполнить амбициозные планы компании. В числе которых – попасть к 2025 году в пятерку сильнейших авиакомпаний на рынке Европы и в двадцатку на мировом рынке по пассажиропотоку. Для исполнения этих замыслов «Аэрофлот» планирует создать свою нишу на мировом рынке авиаперевозок: стать транзитным перевозчиком, состыковав маршруты из Европы в Восточную Азию. Для этих целей авиакомпания планирует создание хабов (пересадочных узлов) в Санкт-Петербурге и Хабаровске. И приобретаемые региональные авиакомпании могут стать операторами создаваемой транзитной сети.

Пользу от сделки получат и рядовые авиапассажиры. Так, интеграция позволит «Аэрофлоту» и дальше снижать себестоимость перевозок, что благоприятно скажется на стоимости авиабилетов. А создание транзитного перевозчика сделает для российских граждан более доступными не только регионы Юго-Восточной Азии, но и отдаленные области собственной страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
952
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
499
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2931
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2313

Другие новости