0
2046
Газета Экономика Интернет-версия

04.12.2012 00:00:00

Власть заговорила о популярных реформах

Тэги: налоги, транспорт, реформа


налоги, транспорт, реформа Министру финансов Антону Силуанову придется учесть в бюджете все пожелания главы государства.
Фото PhotoXPress.ru

Сенсационные предложения президента об отмене транспортного налога и освобождении граждан от оплаты капитального ремонта жилья пока не имеют каких-либо реальных последствий. В конце минувшей недели Владимир Путин сделал несколько заявлений, которые теоретически могут привести к существенному изменению налогового и жилищного законодательства. Однако возможен и другой сценарий. Слова Путина об отмене транспортного налога и платы за капремонт могут быть забыты точно так же, как его идеи о налогах на роскошь и несправедливую приватизацию 90-х.

На встрече с президентом в прошлую пятницу руководители фракций озвучили ряд экономических претензий и пожеланий. Так, лидер КПРФ Геннадий Зюганов высказал обеспокоенность тем, что власти хотят «капитальный ремонт переложить на плечи граждан». «Граждане не в состоянии это сделать, 70% граждан имеют средний доход 15, 17, 20 тысяч рублей», – обратил внимание Зюганов. Видимо, лидер КПРФ имел в виду рассматриваемые сейчас в Госдуме нововведения в жилищное законодательство, согласно которым оплачивать будущий ремонт домов придется в первую очередь гражданам и региональным бюджетам, а федеральный бюджет свое участие в финансировании капремонта сократит. Путин на это ответил: «Полностью с вами согласен, это абсолютно недопустимая вещь, не по-честному было бы. Когда-то раздали это жилье в ненадлежащем состоянии, а теперь говорят: ремонтируйте его. Это невозможно, люди не в состоянии этого сделать. Поэтому это проблема колоссальная, большая, нужно думать, как к ней подходить и решать».

Другую претензию обнародовал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он напомнил, что его фракция призывала отменить действующий транспортный налог, заложив эти платежи в стоимость бензина. Смысл был таким: кто ездит – тот и платит, а сам факт наличия машины вовсе не повод взимать налог. Но на практике получилось иначе. Люди столкнулись с двойным налогообложением: транспортный налог сохранился, но при этом повысили и акцизы на бензин. «Мы создаем стрессовые ситуации для автолюбителей», – заявил Жириновский. И Путин снова согласился с критикой: «Я в целом с вами согласен. Это очень важный и очень чувствительный вопрос, и в целом нужно стремиться к тому, чтобы все перекладывать в акциз и потихонечку от транспортного налога уходить. Мы пока к этому не готовы. Собственно говоря, из этого исходили, из того, что мы так сделаем, но по просьбе и по настоянию губернаторов регионов оставили, потому что этот налог идет к ним в бюджет. Они побоялись, что мы обесточим их доходы. А сборы с акциза в разных регионах по-разному складываются и поступают. Непонятно, как их распределять потом. Это надо все отработать. Но в целом Вы абсолютно правы. Надо в этом направлении двигаться. Это более справедливо: в зависимости от того, сколько человек ездит, он столько и покупает дизельного топлива, бензина и так далее – столько и платит».

Удивительно, но ясные предложения Путина по конкретным проблемам пока не привели к каким-либо реальным изменениям. При этом Путин, похоже, сузил рамки проблемы капремонта лишь до старых обязательств государства по так называемому недоремонту. По крайней мере именно так поняли заявление Путина в комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. Глава этого комитета Галина Хованская предостерегла от попытки распространять слова Путина целиком на всю ситуацию с капремонтом. Хованская отметила, что с Путиным, конечно, сложно не согласиться: государство должно выполнить уже взятые на себя обязательства. Но ведь нет никаких гарантий, что слова будут подкреплены делом. Действия последуют лишь в том случае, «если власти будут честно себя вести», добавила депутат.

При этом Хованская обратила внимание на интересный нюанс. В законопроекте о капремонте, который сейчас рассматривается в Госдуме, уже заложены неоднозначные формулировки. Из документа следует, что участие граждан в софинансировании капремонта будет обязательным, а участие региональных властей предусмотрено, если только такая возможность будет записана в региональном бюджете. «А если нет? – спрашивает Хованская. – Если в бюджете субъекта Федерации не найдется денег на финансирование капремонта, кто же тогда выполнит государственные обязательства?» Комитет по жилищной политике пытается добиться, чтобы федеральный бюджет все же не сбрасывал с себя обязанность финансирования капремонта и направлял средства в регионы – хотя бы дотационные.


Кроме повышенных акцизов россиянам приходится платить еще и транспортный налог.
Фото PhotoXPress.ru

Между тем в Фонде ЖКХ вчера напомнили «НГ», что Путин уже не первый раз обращается к проблеме капремонта и что его пожелания не перекладывать на граждан финансирование учтены во вносимых в законодательство нововведениях. «Это выражается в выстраивании партнерских отношений между государством и гражданами в вопросах финансирования капитального ремонта; в выполнении государством ранее взятых на себя обязательств по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов; в предоставлении права гражданам самостоятельно осуществлять выбор механизма накопления финансовых средств, предназначенных для капитального ремонта», – сообщили в Фонде ЖКХ.

Получается, что замена слов «финансировать» на «софинансировать» – свидетельство снижения нагрузки на граждан. Хотя, заметим, ранее в Фонде ЖКХ признавали, что нововведения в законодательство предполагают как раз увеличение финансовой нагрузки на региональные бюджеты и на собственников. Участие регионов в финансировании капремонта увеличится с 30 до 35–70%, возрастет также финансовая нагрузка на население, потому что, как следовало из материалов Фонда ЖКХ, «собственникам жилых помещений необходимо будет обеспечить не менее 15% софинансирования объема региональных фондов капремонта» (см. «НГ» от 23.11.12). Сейчас, напоминают эксперты, доля участия граждан в финансировании капремонта составляет около 5%.

Та же неопределенность складывается и с транспортным налогом. В проекте бюджета на 2013–2015 годы уже заложены доходы от этого налога. И вряд ли ведомство Антона Силуанова начнет сейчас переверстывать бюджет. Значит, логично предположить, что отмену налога отсрочат.

Тем более уже есть прецедент: ранее Путин предложил перенести ликвидацию обязательной накопительной части пенсии с 2013 года на 2014-й, потому что проект бюджета уже сверстан. «Конечно, изменить что-либо с 1 января 2013 года уже нереально и не имеет смысла, но с 2014 года могут быть запущены изменения в налоговой системе страны. При рассмотрении проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов возможны изменения в заложенных механизмах перераспределения доходов между уровнями бюджетов», – говорит финансовый директор холдинга «Совтрансавто» Сергей Залогин.

«Если включить транспортный налог в акцизы, то регионы лишатся средств, так как акцизы идут в федеральный бюджет. Необходимо выработать такой механизм, который позволил бы регионам получать средства на содержание дорожной инфраструктуры», – замечает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. А это потребует дополнительного времени и спровоцирует новые долгие дискуссии.

В итоге некоторые наблюдатели делают вывод, что озвученные президентом предложения могут так и остаться добрыми пожеланиями. «Скорее всего заявление президента – это пожелание на перспективу, а не указание в срочном порядке перекраивать бюджет. Пока не последовало конкретных указаний правительству, слова Путина можно расценивать как некий пробный камень, желание узнать общественное мнение на этот счет», – полагает гендиректор City Express Алексей Кичатов.

Добавим: не исключено, что эти пожелания со временем канут в Лету точно так же, как прошлые популистские предложения Путина ввести в стране налог на роскошь и несправедливую приватизацию 90-х.

Кроме того, заявления относительно столь социально острых тем – транспортный налог и капремонт – также можно расценивать и как попытку президента заняться улучшением своего рейтинга популярности. Бросается в глаза, как контрастируют последние пожелания президента с недавними предложениями премьера Дмитрия Медведева ввести в стране, например, полумиллионные штрафы за нарушение Правил дорожного движения в нетрезвом виде.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
976
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1315
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1006
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
835

Другие новости