1
3369
Газета Экономика Печатная версия

22.05.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Стагнация без поиска выхода

Минэкономразвития дает реальные прогнозы, но не предлагает реальных проектов

Валерий Горегляд

Об авторе: Валерий Павлович Горегляд – заведующий кафедрой теории и практики государственного контроля Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

Тэги: экономика, прогноз, минэкономразвития, бюджет, санкции


экономика, прогноз, минэкономразвития, бюджет, санкции Фото Reuters

Правительство рассмотрело макроэкономический прогноз на 2014–2017 годы, предложенный Минэкономразвития. Примечательно, что министерство на столь ранней стадии подготовки бюджета проявило реализм, предложив рулевым российской экономики, надеясь на лучшее, готовиться к худшему. Базовый сценарий предполагает в текущем году стагнацию или же ничтожный рост, обусловленный непрогнозируемыми условиями – отсутствием санкций и снижением внешнеполитической напряженности. Однако санкции, технологическое отставание, ухудшение условий заимствований, нестабильность курса рубля – все это может стать фоном на протяжении всего прогнозируемого периода.

Темпы экономического роста России недавно опережали среднемировые, а сегодня начинают отставать от них. И в предшествующее десятилетие Россия не могла похвастаться такими же темпами развития, как Китай (свыше 10% роста), Казахстан (8,5%) или Индия (7,5%). Но Аргентина (4,5%), Бразилия (3,6%) и ЮАР (3,5%) росли медленнее нас (5%), как и весь мир в целом (2,5% роста). Сегодня же сокращение и без того скромной (3,6%) доли России в мировом ВВП налицо. И к 2017 году отставание наших темпов роста от среднемировых только увеличится. Это означает, что мы не сможем воспользоваться даже теми возможностями, которые лежат на поверхности, не говоря уже о том, чтобы предпринять форсированную модернизацию или осуществить технологический рывок. Конечно, можно утешаться тем, что развитые страны растут намного медленнее, но их экономическая база значительно превосходит нашу.

Дар прогнозирования, открывшийся у МЭР, однако, не воплотился в даре проектирования. Финансово-экономический блок предлагает правительству проводить консервативную политику и не наращивать государственные инвестиции, но не говорит, чем компенсировать снижение инвестиций частных компаний, отток капитала и спад экономической активности.

Конечно, перечисленные (да и не только они) экономические проблемы имеют институциональную природу. Соглашусь с Владимиром Мау в том, что «…темпы роста очень важная вещь, но в нынешних условиях качество роста важнее». Но на серьезные улучшения деятельности институтов требуются годы. Кстати, и деньги тоже. Пока же мы не смогли использовать и благоприятное во всех отношениях десятилетие для проведения институциональных реформ.

Просто переждать спад в ожидании улучшения мировой конъюнктуры на этот раз не удастся. Сегодня износ основных фондов составляет по разным отраслям от 50 до 75%. По расчетам ряда независимых экспертов, для возмещения физического износа основных фондов и роста их остаточной стоимости в 2008 году уже требовалось 25,29 трлн руб. Это в условиях 8-процентного роста ВВП при реальных инвестициях в 8,76 трлн руб. А ведь не менее важны и масштабны вложения в человеческий капитал. Если ничего не предпринять сегодня, в 2017 году наша экономика будет приговорена к отсталости и упадку.

Мрачные перспективы экономической и социальной стагнации должны были бы вызвать лихорадочный поиск путей выхода из тупика, свежих идей, нестандартных решений. Но этого не происходит. Модель либеральной экономики с акцентом на преобразование институциональной среды и ставкой на частную инициативу, по-видимому, отложена в сторону. Не будем касаться вопроса почему. Но и альтернатива, возможно, не самая удачная и уж точно не самая приятная, дирижистская рыночная экономика, также не предлагается и даже не исследуется. Конечно, накопилась усталость от крупных проектов, потребовавших напряжения сил и мобилизации всех ресурсов – и финансовых, и административных, и репутационных. Конечно, крупные госпроекты – несовершенный инструмент развития, и Наталья Зубаревич печально права, указывая на отсутствие синергетического эффекта от их реализации. Государственные инвестиции редко «подкачивают» региональную экономику, не говоря о национальной: после завершения саммита АТЭС инвестиции в Приморский край рухнули на 54%, а в Дальний Восток – на 27%, в то время как в среднем по стране за 2012–2013 годы они сократились всего на 1,5%. Но есть ли у нас альтернатива, если частная инициатива слаба, если призраком нависают экономические санкции? Вряд ли. Вот только эти проекты, как и вся экономическая политика, должна наконец стать «умной».

Ведь ценность реализации такого мегапроекта, как сочинская Олимпиада, не только в освоении гигантских ресурсов и созданной инфраструктуре, но и в уникальном опыте, приобретенном госаппаратом и бизнесом. И мы вправе в дальнейшем ожидать значительно большей отдачи от каждого вложенного рубля. Ведь нельзя решать важнейшую задачу, связанную с формированием современных институтов проектного управления, без наличия этих самых проектов.

Пока же российская экономика напоминает одинокий парусник в безбрежном океане в безветренную погоду, ожидающий изменения штиля на попутный ветер.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Андрей Акшин 13:43 22.05.2014

На редкость толковая статья. И особенно хороша тем, что имеет ссылку на мнение Н. Зубаревич. А мнение сие весьма разумное, я даже скажу, мудрое мнение. Зубаревич указывает на ключевую беду российского развития (если его можно так назвать) - на проекты ради проектов. Вложения в проекты следуют гигантские, а отдача - мизерная, если ещё и бывает. Такие трюки, вовсе не ошибки. Такие трюки - свидетельства тяжелейшего кадрового кризиса, в первую очередь, управленческого. Это, условно говоря, система Полонского, ныне дичающего на острове в Камбоджи. Чтобы жить хорошо и роскошно, полонские организовывают дорогостоящий проект, результат которого будет убыточен, но в процессе реализации проекта, не дожидаясь неизбежного банкротства, полонские запускают новый проект. И жируют на авансы. При помощи государства, то есть за счёт реального развития своей экономики, улучшения демографии и новых технологических прорывов, такая "пирамида" может существовать долго. Достаточно долго, чтобы стать крайне опасной. Ведь прыгая из проекта в проект, СССР допрыгался до гибели. Понимая это, не вижу смысла обсуждать, например, цену газа в китайском контракте (она всё равно, с учётом издержек от кредитов и использования налоговых преференций, не дороже украинских прежних 285 долларов), тем паче, что через 30-то лет или шах умрёт, или ишак, или газовый монополист. Контракт заключён (если он, конечно, заключён) именно ради проекта. Обслуживание проекта обогатит тех, кто и будет его обслуживать. Экономического, технологического и демографического эффекта сей проект даст минимум, и то в лучшем случае. И естественно, что правительство РФ не предлагает никакого реального проекта развития страны. Ведь суть такого проекта очевидна: вложить треть "сочинской олимпиады" или одну шестую "китайского газопровода" в создание кадров в технологической реформации. Но такой проект откроет забитые номенклатурой протоки развития российской цивилизации, пустит свежую кадровую кровь, и нынешняя номенклатура (и её молодая поросль), в большинстве своём, проиграет конкуренцию более способным, более работящим и менее вороватым молодым конкурентам. Вот номенклатура и боится такого будущего. Потому будущее-то и продаёт на корню. Писатель Андрей Акшин.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У инфляционного котла может сорвать крышку

У инфляционного котла может сорвать крышку

Анатолий Комраков

Рост цен затормозится из-за слабого спроса на товары

0
643
Граждане увеличивают расходы в кредит

Граждане увеличивают расходы в кредит

Ольга Соловьева

Не хотели тратить 40% россиян, а не потратили – 15%

0
255
Кудрин поставил России три условия

Кудрин поставил России три условия

Анастасия Башкатова

Отечественной экономике не хватает трудовых ресурсов, инвестиций и роста производительности труда

0
370
Бодро, черепашьими шажками,  к технологическому рывку

Бодро, черепашьими шажками, к технологическому рывку

Откладывая первоочередные решения на годы, власть попросту теряет время

0
189

Другие новости

Загрузка...
24smi.org