0
6658
Газета Экономика Интернет-версия

31.07.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Крымский антимаркетинг

Сергей Скорбенко

Об авторе: Сергей Викторович Скорбенко – эксперт в сфере гостиничного интернет-маркетинга, преподаватель Moscow Business School.

Тэги: крым, экономика, туризм, пансионаты, курорты, маркетинг


крым, экономика, туризм, пансионаты, курорты, маркетинг Фото Reuters

Проблема заполняемости курортов Крыма, которую предсказывали эксперты еще в апреле, по итогам июня встала во весь рост. По свежей статистике, распространенной властями полуострова, турпоток из России по сравнению с июнем 2013 года сократился на треть – с 2,5 млн до 1,8 млн человек.

При этом цифры, касающиеся снижения турпотока из Украины, озвучиваются гораздо менее активно. А ведь именно он в последние годы был приоритетным для Крыма и приносил вдвое больше туристов (около 4 млн), чем из России. С учетом фактически полной потери украинского рынка положение крымского гостиничного бизнеса выглядит еще более сложным.

Отрасль гостеприимства Крыма замерла в ожидании – большинство отельеров рассчитывают на помощь государства. Правительство России действительно взялось решать многие инфраструктурные проблемы туриндустрии полуострова в ручном режиме, включая его транспортную доступность и цены на авиабилеты. Но вылечит ли это все многолетние болезни крымского гостиничного бизнеса?

Для сохранения хотя бы прежнего уровня его рентабельности необходимо увеличить поток гостей из РФ почти в три раза. Добиться этого будет сложно, несмотря на оптимистичные опросы ФОМа, в которых чуть не 60% жителей России заявляют о желании отдыхать в Крыму. Почти 4 млн россиян предпочитают ежегодно ездить в Турцию, и заставить их отдать предпочтение Крыму – задача вовсе не из легких. И главное препятствие тут – не в отсутствии моста через Керченский пролив, а в прочном неумении и нежелании гостиниц Крыма быть конкурентоспособными, бороться за гостя и задумываться о маркетинге. Придется не просто сложить руки и ждать туристов, а активно конкурировать за них, причем на поле современного онлайн-бронирования и прочих интернет-технологий, и не только друг с другом и с Краснодарским краем, но и со всеми мировыми курортами, освоенными россиянами.

В мае Евросоюз завершил в Крыму начатую два года назад программу развития международного туризма. Отельеров обучали онлайн-технологиям привлечения гостей, помогали находить зарубежных клиентов и готовить для них уникальное предложение. Например, для туристов Швейцарии, Австрии и Германии был разработан продукт медицинского велнеса, который был интересен европейцам, ведущим здоровый образ жизни.

Начать оказание истинной поддержки крымской отрасли гостеприимства придется с аналогичных образовательных программ, посвященных маркетингу и интернет-технологиям. Сейчас крымские отельеры имеют о них довольно отдаленное представление, а онлайн-продвижение курортов Крыма представляет собой яркий пример антимаркетинга.

Большая часть гостиниц и пансионатов Крыма пользуется услугами посредников по бронированию – сайтами букинга и онлайн-турагентствами, что сильно снижает прибыль отельеров (до 20% с каждой брони) и увеличивает стоимость проживания для клиентов. Это продвижение «для ленивых», и от этой стратегии отказываются сейчас даже самые крупные российские отели в силу ее низкой рентабельности. В тренде (причем глобально-международном) именно развитие собственных сайтов отелей и прямых продаж через собственные системы бронирования.

В большинстве своем сайты крымских отелей отпугивают клиентов, а не привлекают. Известно, что онлайн-бронирование не должно отнимать у гостя более минуты, но на сайтах некоторых крымских отелей еще можно встретить советское наследие – форму бронирования с 10–15 полями, где есть вопросы о паспортных данных и целях приезда. Именно внешний вид сайта отеля позволяет гостю спрогнозировать уровень сервиса: «Раз уж они не могут нормально сфотографировать номер, чего еще от них можно ожидать?»

У 90% сайтов нет мобильных версий, что очень странно в условиях, когда ежегодно происходит удвоение доли россиян, пользующихся Интернетом с мобильных устройств. Кроме того, это самые выгодные клиенты – именно пользователи смартфонов и планшетов приносят наиболее высокий процент онлайн-бронирования. Мобильный формат не предполагает поиск информации, это быстрое получение результата, поэтому он окупается в течение месяца-двух.

Крым традиционно ругают за недостаточную клиентоориентированность и низкий сервис. Интернет-технологии могут изменить ситуацию и здесь. Достаточно обучить руководителя отеля мониторить отзывы об отеле в соцсетях и на рекомендательных – ситуация начинает меняться к лучшему. На зарубежном отельном рынке давно выведена формула – если на 1% вырастает количество плохих отзывов в Интернете, то на 0,5% снижается заполняемость отеля. А если отель увеличит оценку на сайте отзывов Tripadvisor на 1 балл, он может без проблем повысить цены больше чем на 10%. И стоит владельцу бизнеса осознать все это, как он быстро находит ресурсы для изменения отношения персонала к клиентам.

Онлайн-бронирование – это все более конкурентный и глобальный процесс. При выборе гостиницы россияне просматривают по статистике до 40 сайтов. Мониторят поисковые и картографические сервисы, изучают системы букинга, сайты отелей, сайты отзывов, соцсети. Потребитель давно ищет не просто стандартный отдых, а уникальные впечатления и услуги.

«Просто гостиницы» и «просто пансионаты» Крыма, которые не найдут свою индивидуальную маркетинговую нишу и свою целевую аудиторию, – главные кандидаты на вымирание в ближайшие годы. Специализированное обучение могло бы помочь отелям попасть в потребности своей интернет-аудитории, прицельно выбрать специализацию и расширить за счет этого свой сервис. Это могли бы быть SPA-отдых, медицинские или велнес-программы, детская анимация, свадебный сервис, деловой туризм или что-то еще. Чем более узкой будет выбранная ниша, тем дешевле и легче обойдется привлечение клиентов, тем выше шансы на увеличение российского турпотока в масштабах хотя бы одной конкретной крымской гостиницы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
634
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
806
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
682
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
550

Другие новости