3
7172
Газета Экономика Печатная версия

24.06.2015 00:01:00

Федеральный Центр сбрасывает кризис в регионы

Центробанк поставил Минфину неуд за бюджетную политику

Тэги: экономический кризис, регионы, региональные бюджеты, налоги, смертность, демография, социальные расходы, минфин, центробанк


экономический кризис, регионы, региональные бюджеты, налоги, смертность, демография, социальные расходы, минфин, центробанк Первый зампредседателя ЦБ Ксения Юдаева хочет знать, что происходит с региональными бюджетами. Фото предоставлено пресс-службой Банка России

Федеральный Центр перекладывает острые проблемы экономического кризиса на уровень региональных властей. Сегодня именно региональные чиновники отвечают за дефицит местных бюджетов, рост смертности, падение рождаемости, ослабление налоговой нагрузки и за многое другое. Центробанк (ЦБ) обеспокоен такой политикой правительства РФ. По мнению руководства ЦБ, нельзя решать проблемы федеральной казны за счет разбалансировки региональных бюджетов.

Региональная и бюджетная политика федерального Центра вызывает все больше нареканий. Действия Центра критикуют уже даже те структуры, в компетенции которых, казалось бы, находятся совершенно иные, не связанные с региональной проблематикой вопросы. Центробанк вчера выказал обеспокоенность стремлением федерального правительства решить свои проблемы за счет субъектов РФ. Бюджетную политику нужно менять, уверен регулятор.

«Ожидается, что в 2015 году в условиях прогнозируемого экономического спада риски несбалансированности региональных бюджетов возрастут, дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ может превысить значение предыдущего года. Достичь бюджетной сбалансированности в текущих условиях можно будет только при изменении бюджетной политики Центра, включая снижение доли софинансирования регионами программных мероприятий», – говорится в «Обзоре финансовой стабильности», который вчера обнародовал ЦБ.

Первый зампредседателя ЦБ Ксения Юдаева добавила: «Хотелось бы высказать озабоченность, что, на наш взгляд, с точки зрения среднесрочной финансовой и макроэкономической стабильности нужно смотреть на бюджет в целом, на консолидированные бюджеты. Нельзя допускать ситуацию, когда федеральный бюджет балансируется за счет разбалансировки региональных бюджетов».

По итогам 2014 года по консолидированным бюджетам субъектов РФ дефицит составил 447,6 млрд руб. Это меньше, чем было в 2013 году, когда совокупный дефицит региональных бюджетов достигал 642 млрд руб., сообщается в материалах ЦБ. Однако, как добавляет регулятор, большинство регионов – 78 из 85 – исполнили бюджеты с дефицитом. И помощи федерального Центра для исправления этой ситуации оказалось недостаточно.

«Увеличения безвозмездных поступлений в региональные бюджеты из бюджетной системы в 2014 году на 151,7 млрд руб. (10%) оказалось недостаточно для обеспечения их сбалансированности. Большая часть прироста безвозмездных поступлений обусловлена предоставлением дотаций и субсидий бюджетам субъектов Крымского федерального округа в размере 124,9 млрд руб.», – указано в материалах Центробанка.

Долговая нагрузка на регионы растет. «За последние пять лет долг консолидированных бюджетов субъектов РФ удвоился и составил 2,4 трлн руб. на 1 марта 2015 года», – говорится в обзоре ЦБ. «За последние несколько лет долги регионов росли достаточно быстро в первую очередь не столько в процентах от ВВП, сколько в процентах от их доходов. Нас эта проблема интересует, так как основной кредитор регионов – банковский сектор. Нам важно понимание среднесрочной стабильности региональных бюджетов, – пояснила на вчерашнем брифинге Ксения Юдаева. – Сейчас федеральный бюджет стал выдавать больше кредитов регионам, это позволяет не столько снизить нагрузку на регионы, сколько ослабить давление на их бюджеты. Пока вопрос среднесрочной перспективы остается открытым».

Все чаще именно регионы становятся ответственными как за исполнение сделанных федеральным Центром обещаний, так и за те негативные последствия, которые возникают при их исполнении. 

Пример – майские указы президента по росту зарплат бюджетников. С одной стороны, президент Владимир Путин ранее не раз говорил, что за выполнение указов должны нести персональную ответственность федеральные министры. И в самом начале некоторым министрам даже выносились выговоры за то, что в своей работе они не учитывали целевые ориентиры майских указов.

Но, с другой стороны, рост зарплат бюджетников привязан именно к среднему по региону уровню, именно на региональные бюджеты перекладывается финансирование учебных и медицинских учреждений с одновременным сокращением подпитки из Центра.

За растущую в стране смертность Центр собирается наказывать также регионы. В середине июня на правительственном совещании по демографической политике глава Минздрава Вероника Скворцова назвала одну из причин растущей смертности – нарушения порядка оказания медицинской помощи. 

Нарушения выявлялись в ходе проверок. «По результатам проверок за последние два года произошла смена 29 региональных министров здравоохранения в субъектах РФ», – говорила Скворцова. Тем самым федеральный Минздрав оказался как бы не виноват в резком ухудшении демографических показателей, ответственность спустили на уровень ниже.

Другой пример – двухлетние налоговые каникулы для малого бизнеса. Регионам дали право самостоятельно решать, вводить такие каникулы для предпринимателей или нет. И именно регионы будут потом нести ответственность за любое свое решение, положительное или отрицательное, и за его последствия для бюджета или бизнеса.

Наконец, сама ситуация, когда большинство регионов оказываются дотационными, создана в каком-то смысле искусственно. Ведь финансовые власти осознанно изменили пропорцию распределения налоговых поступлений между регионами и Центром в пользу последнего. И у этого решения было не только экономическое обоснование, но и политическое: выстраивать вертикаль власти проще, когда большинство регионов сидит на голодном пайке и ждет от Центра помощи.

Сейчас общественные деятели пытаются изменить эту пропорцию. Так, на сайте «Российской общественной инициативы», который по указу президента стал интернет-площадкой для социально-экономических предложений граждан, идет голосование за предложение «установить норматив по распределению налоговых доходов между федеральным Центром и регионами в долях: 40% – федеральному Центру, 60% – регионам».

От министра финансов Антона Силуанова ждут перемен в региональной политике. 	Фото PhotoXPress.ru
От министра финансов Антона Силуанова ждут перемен в региональной политике. Фото PhotoXPress.ru

«Концентрация всех денег в федеральном Центре («в одних руках») нарушает свободную циркуляцию денег в экономике страны, что приводит к экономическому спаду и стагнации экономики регионов, но при этом в столицах практически европейский уровень жизни. Растет недовольство населения экономическим управлением страной, растет социальная напряженность», – говорится в обосновании инициативы. 

Голосование продлится до середины сентября 2015 года. Сейчас почти 750 голосов отдано за инициативу и почти 60 – против.

Опрошенные «НГ» эксперты в целом согласились, что Центр стремится переложить свою ответственность на уровень ниже. Однако некоторые из аналитиков призывают учитывать, что виноваты в разрастании кризисных явлений и регионы тоже.

«Ключевая разбалансировка региональных бюджетов произошла не сегодня. Она произошла после майских указов. Самый трудный для регионов год был 2013-й. Я бы не стал утверждать, что сейчас федеральный Центр сделал что-то дополнительно, чтобы спихнуть тяжесть кризисной ситуации на регионы. Хотя действительно ресурсы регионов под исполнение указов рассчитаны не были. И это было ошибкой. Задолженности с 2013 года начали расти. Кризис же усугубил эти явления», – говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров.

Центр пытается решать проблемы регионов, добавляет эксперт. Например, он помогает субъектам РФ заменять дорогие банковские кредиты дешевыми бюджетными. «Хотя этого недостаточно, чтобы полностью решить проблемы и чтобы выполнить указы к 2018 году», – замечает Назаров. Еще один шаг навстречу региональным бюджетам, по словам эксперта, – решение Центра приостановить индексацию заработных плат.

При этом, как считает Назаров, своя вина есть и у самих региональных властей, которые «ничего не делают для перехода на адресность, странно инвестируют в инфраструктуру, плохо управляют своими долгами». «Так что картинка по регионам очень неоднозначная. И я бы не стал говорить, что во всем виноват исключительно Центр», – замечает Назаров.

Не поддержал эксперт также тезис о порочности сложившейся практики, когда создаются искусственные условия дотационности регионов. «Львиную долю доходов Центр получает от природной ренты – это таможенные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых. Если бы мы вдруг отдали регионам эти доходы, то на самом деле количество доноров у нас не изменилось бы. Это были бы нефтедобывающие регионы. Но мы были бы лишены возможности решать проблемы других регионов и выполнять федеральные мандаты», – поясняет Назаров. Хотя определенные трудноизвлекаемые возможности для маневра, по его словам, все же есть.

Более бескомпромиссна в своих выводах директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Пошли сокращения социальных расходов. Мы в долгах как в шелках. Сверху у нас все хорошо, есть как бы макроэкономическая стабильность. Мы как будто адаптировались к новой цене на нефть и к новому курсу рубля. А в регионах – народный вой, – говорит Зубаревич. – Чуть копнешь глубже – проблем много, и они острые».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


Владимир Савостин 00:26 24.06.2015

Все за счет простых людей и крайнего не найти. По ЦБ давно проверка плачет

Иван Чухонин Владимир Савостин 01:41 24.06.2015

Вы имеете в виду что-то конкретное или просто используете слово "проверка" как магическое слово, волшебный ключ к решению всех возможных проблем? Что должна проверка найти и почему должна; что (конкретно) эта проверка изменит? Простые люди — не такие уж простые, у них (у нас) есть и ноги, и руки, и голова, чтобы думать, и власть, и даже (по Конституции) полномочия. Крайнего искать — бессмысленно.

Иван Чухонин 01:37 24.06.2015

(Люди Центра) «были бы лишены возможности решать проблемы других регионов» — скорее, возможности принимать решения по перераспределению доходов, а не проводить само перераспределение. Совсем не обязательно распределять средства по региональным бюджетам по принципу «где извлечено, там и осталось», можно иметь другие неизменяемые принципы (конечно, не ущемляющие Сибирь чересчур). Не всегда тот, кто принимает решения, знает, как и для чего их принимать...



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Медвежья услуга государственного перестраховщика

Медвежья услуга государственного перестраховщика

Андрей Селезнев

Попавшие под санкции компании, могут оказаться без государственной защиты страховых рисков

0
1311
Население России за январь-июль 2018 года сократилось на 91,9 тыс. человек

Население России за январь-июль 2018 года сократилось на 91,9 тыс. человек

0
894
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1017
Из спойлеров в лидеры

Из спойлеров в лидеры

Олег Бондаренко

Партиям и политикам нужно приспосабливаться к новой политической реальности России

0
1150

Другие новости

Загрузка...
24smi.org