0
3489
Газета Экономика Печатная версия

20.08.2019 19:27:00

ВВП вырос вопреки прогнозам

Экономика увеличила темпы роста, как и обещал Максим Орешкин

Тэги: минэкономразвития, мэр, орешкин, прогноз, ввп

On-Line версия. Информация дополнена 13:00 21.08.2019

минэкономразвития, мэр, орешкин, прогноз, ввп Всплеска экономической активности на грузоперевозках пока не наблюдается. Фото с сайта www.vl.ru

В июле экономика РФ ускорилась до 1,7% в годовом выражении с 0,8% в июне и 0,2% в мае, сообщают в Минэкономразвития (МЭР). Основную поддержку российскому ВВП оказала промышленность, считают в министерстве. К показателям улучшения ситуации в экономике ведомство причисляет и число вакансий, публикуемых на порталах по поиску работы. Примечательно, что ранее глава МЭР Максим Орешкин обещал ускорение экономики начиная со второго полугодия. При этом отдельные показатели–индикаторы экономического состояния говорят об обратном. Грузооборот товаров в июле ушел в отрицательную область впервые с 2015 года, что явно говорит о замедлении, обращают внимание экономисты. «Исходя из общей динамики базовых отраслей, вырисовывается скорее картина продолжающейся стагнации с постепенным сползанием в рецессию», – считают эксперты.

«Экономическая статистика за июль указывает на восстановление темпов экономического роста после слабой динамики в первой половине года», – говорится в обзоре ведомства Максима Орешкина. В целом рост ВВП по итогам января–июля 2019 года составил 0,9%, считают в МЭР.

При этом ранее министр Орешкин ожидал ускорения роста ВВП во втором полугодии. «У нас не очень хорошее начало года – 0,5% роста ВВП в годовом выражении в первом квартале. Но мы изначально этого и ожидали. Мы видим, что прогнозы, которые есть на год, – ускорение во втором полугодии, сохраняются и будут достигнуты», – говорил он в начале июня. По итогам года в МЭР ожидают роста в 1,3%.

Как отмечают в министерстве, в июльское ускорение основной вклад внесло промышленное производство. Промышленность дала 0,5 процентных пункта от всего роста ВВП. В целом же российская промышленность во втором месяце лета выросла на 2,8% в годовом выражении против 3,3% в июне. «Рост добычи полезных ископаемых в июле ускорился до 3% год к году по сравнению с 2,3% в июне. Производство сжиженного природного газа продолжает расти высокими темпами (86,3% год к году в июле)», – объясняют в МЭР, уточняя, что добыча нефти, естественного природного газа и угля в июле ухудшили динамику.

Рост в обрабатывающей промышленности в июле также замедлился – до 2,8% год к году после 3,4% в июне. «Основной вклад в снижение темпов роста внесли металлургия и деревообработка», – сообщают чиновники.

Положительный вклад в динамику ВВП в июле внесло ускорение роста сельского хозяйства: до 5,9% с уровней около 1% в мае–июне, подчеркивают в МЭР.

Вместе с тем другие базовые отрасли – розничная торговля, строительство, транспорт – в июле демонстрировали сдержанную динамику. Под сдержанной динамикой чиновники в данном случае понимают замедление или даже спад. «Рост розничного товарооборота в июле продолжил замедляться – до 1% после 1,4% в июне, при этом нисходящая динамика наблюдалась как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте. Темпы роста в транспортной отрасли в июле перешли в отрицательную область (минус 1,2% год к году). Динамика объемов строительных работ с начала года сохраняется на околонулевом уровне (в июле – 0,2%)», – говорится в обзоре МЭР.

Кроме этого, в ведомстве Орешкина указали еще на несколько индикаторов роста. К примеру, в качестве показателя роста экономики берутся данные портала по поиску работы. Как отмечают в министерстве, в июле число вакансий, размещенных на портале, вернулось к росту. «+2% год к году после сокращения в мае и июне», – следует из обзора МЭР. При этом в ведомстве не уточняют характер вакансий, были ли они сосредоточены в отдельных регионах или же нуждаемость в работниках демонстрируют все субъекты РФ в равной степени.

К положительным факторам власти причислили и композитный индекс деловой активности (PMI), который в июле вновь преодолел отметку 50, значения выше нее свидетельствуют о расширении выпуска. При этом почему-то проигнорировали июльский индекс PMI обрабатывающих отраслей (он составил 49,3 балла). В компании, рассчитывающей индекс, сообщали, что «июльские значения индекса указали на продолжение ухудшения деловой ситуации в российских обрабатывающих отраслях».

Почему-то в качестве показателей увеличения экономической активности МЭР были причислены и данные по стабилизации динамики погрузки грузов на железнодорожном транспорте, которая продемонстрировала нулевой рост по отношению к соответствующему месяцу прошлого года после падения в апреле–июне (в общей сложности на 3,7% год к году). Ранее РЖД сообщали, что погрузка на их железнодорожные сети составила 108 млн т, что соответствует показателю за аналогичный период прошлого года.

«Погрузка за январь–июль 2019 года, по оперативным данным, составила 741,6 млн т, что на 1,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года», – указывали в компании. В то же время грузооборот за июль 2019 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,1% и составил 212,9 млрд тарифных тонно-километров. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время также сократился на 3,1% и составил 270,1 млрд тонно-километров, следовало из данных РЖД. Таким образом, грузооборот с начала 2019 года составил 1520,1 млрд тарифных тонно-километров (+1,3%), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 1933,9 млрд тонно-километров (+1,2%).

В МЭР же, подчеркивая стабилизацию динамики погрузки грузов на железнодорожном транспорте, также добавляют, что в целом грузооборот транспорта в июле сократился на 1,2% в годовом выражении.

Транспортировка грузов – хороший опережающий индикатор, напоминают эксперты. «Грузооборот возрастает, когда что-то хотят строить/производить, в противном случае (он) снижается», – обращает внимание директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. Он указывает на тот факт, что замедление темпов роста началось еще в конце 2017 года и продолжалось до последнего времени. «В июле же динамика отрасли ушла в отрицательную область, падение составило –1,2%. Отрицательная годовая динамика этого показателя наблюдается впервые с середины 2015 года, когда экономика находилась в глубоком кризисе», – замечает он в своем Telegram-канале MMI. По мнению экономиста, снижение грузооборота скорее всего объясняется не только низкой деловой активностью в стране, но и ухудшением ситуации с внешним спросом.

Исходя из общих показателей июльской статистики, скорее можно сделать вывод о замедлении экономики, чем о ее ускорении, считают эксперты. «Исходя из динамики базовых отраслей, вырисовывается печальная картина продолжающейся стагнации с постепенным сползанием в рецессию», – считает Тремасов.

Статистика действительно выглядит неоднозначной, соглашаются эксперты «НГ». «С одной стороны, цифры подтверждают рост в отдельных секторах, но в действительности настроения предпринимателей и развитие деловой активности в настоящее время не подтверждают тезис об ускорении экономического роста, вызывает вопросы динамика новых заказов», – говорит инвестиционный стратег компании «БКС Премьер» Александр Бахтин. К примеру, продолжает он, сельское хозяйство, которое называется одним из факторов ускорения, явно не определяет успех, его доля не превышает и 5% в структуре ВВП. Если экономика и ускорилась, то это скорее временная тенденция, да и рост у ВВП не такой прогрессивный, чтобы оценивать это как переломный момент и ожидать нового хода в гору – скорее наоборот, подтверждает аналитик компании «Алор» Алексей Антонов.

«Медленно, но верно рецессия продолжается. В этом плане мы солидарны с экспертами, которые полагают, что сейчас Россия находится в фазе переходного периода, который неминуемо приведет к очередному этапу спада», – прогнозирует он. Текущий же заявленный рост, по мнению эксперта, скорее всего кратковременный, что и подтверждают такого рода индикаторы как активность в грузоперевозках.

Противоречие может быть, но не обязательно, говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «Грузоперевозки действительно являются одним из опережающих индикаторов экономической активности, но есть и другие индикаторы, например, строительство. А строительство, по данным Росстата, за январь-июль текущего года вышло в плюс, хотя в очень небольшой (+0,1-0,2% к аналогичному периоду 2018 года)», – приводит пример она, напоминая, что рост российского ВВП в основном зависит от реализации крупных строительных проектов.

Эксперт также указывает, что те же грузоперевозки в целом за январь-июль выросли на 1,3%. «Так что снижение объемов грузоперевозок в некоторых секторах может быть одним из факторов низких темпов экономического роста, а не индикатором будущего падения ВВП», – считает Мильчакова. По мнению начальника отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарека Авакяна, показатель грузооборота является в большей степени опережающим индикатором, который отражается в росте экономики с лагом в 1-2 квартала. То есть влияние этого показателя на ВВП можно будет увидеть уже в 4 квартале, полагает он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Данила Моисеев

Лейборист Садик Хан обещает электорату 40 тысяч новых домов

0
602
Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Ольга Соловьева

В РФ сохраняется экономический рост на фоне замедления кредитования

0
3011
Россия согласна потерять долю мирового рынка ради поддержания нефтяных котировок

Россия согласна потерять долю мирового рынка ради поддержания нефтяных котировок

Михаил Сергеев

США повысили прогноз по ценам барреля черного золота на ближайшие два года

0
3716
Зюганов возмутился прогнозами по Харитонову

Зюганов возмутился прогнозами по Харитонову

Иван Родин

0
2414

Другие новости