0
3325
Газета Экономика Печатная версия

14.01.2020 07:30:00

Модернизация за чужой счет

Стоимость возможных работ на Красноярской ТЭЦ-3 удивила экспертов отрасли

Тэги: энергетика, тэц3, красноярск


энергетика, тэц-3, красноярск ТЭЦ-3 и сегодня успешно обеспечивает потребности региона в тепловой и электрической энергии. Фото c сайта sibgenco.ru

Параметры модернизации Красноярской ТЭЦ-3 могут быть пересмотрены. Об этом сообщил «Коммерсант» (см. номер от 10.01.20) со ссылкой на свои источники. Как пишет издание, вице-премьер Дмитрий Козак после жалобы крупных потребителей энергии поручил еще раз оценить заявленную стоимость проекта, которая сейчас составляет почти 23 млрд руб. И эта обеспокоенность понятна – реализовать масштабную программу намерены за счет повышенных платежей со стороны участников энергорынка. Да и назвать модернизацией строительство нового блока и увеличение мощности при отсутствии потребности в ней довольно сложно, считают потребители электроэнергии.

Проект увеличения мощности принадлежащей Сибирской генерирующей компании (СГК) КрасТЭЦ-3 был одобрен в прошлом году правительственной комиссией по электроэнергетике. Планировалось, что СГК завершит модернизацию до 1 декабря 2024 года. Но стоимость проекта вызвала много вопросов ведущих экспертов в сфере энергетики.

Как пишет «Коммерсант», одноставочная цена (включает CAPEX, OPEX и доходность 14%) проекта составляет 8,4 руб. за 1 кВт/ч, в то время как аналогичные проекты в Сибири (вторая ценовая зона) стоят 2,2–2,6 руб. за 1 кВт/ч, в европейской части РФ и на Урале (вторая ценовая зона) – 1,9–2,3 руб. за 1 кВт/ч». Это делает стоимость модернизации КрасТЭЦ-3 значительно выше других аналогичных проектов.

Ранее по поручению аппарата правительства РФ Министерством экономического развития России проведен технологический и ценовой аудит (ТЦА) проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3. Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» сочла проект излишне дорогим и обратилась к правительству с просьбой проанализировать его стоимость. «По результатам анализа поступивших в «Сообщество потребителей энергии» материалов сообщаю, что целесообразность реализации проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 необоснована, – пишет директор ассоциации Василий Киселев в письмах на имя министра экономического развития Максима Орешкина и министра энергетики Александра Новака. – Сценарий реализации проекта основан на ошибочных допущениях, отказ от реализации проекта не приведет к снижению качества, надежности и безопасности электро – и теплоснабжения потребителей, капитальные затраты проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 завышены в 1,6–2 раза, потенциал для их снижения, с учетом прогнозной выручки от реализации тепловой и энергетической энергии на рынке на сутки вперед (Крсв), составляет 8,4–11,7 млрд руб. Прошу учесть позицию ассоциации».

Данная просьба не осталась без внимания. Дмитрий Козак поручил Минэкономразвития согласовать позиции, после чего в правительстве не исключили возможности пересмотра CAPEX. Возможно, на это повлиял и анализ проекта со стороны СПЭ. Так, согласно заключению ассоциации, необходимость в наращивании мощности ТЭЦ не подтверждается утвержденными отраслевыми стратегическими документами. Среднегодовой прирост электропотребления энергосистемы Красноярского края в период 2019–2025 годов составляет 2,43%. Балансовая потребность наличия мощности (максимум потребления) в энергосистеме Красноярского края в 2025 году прогнозируется в размере 7,74 ГВт при фактической величине пика потребления по итогам 2018 года, равной 6,5 ГВт. Установленная мощность электростанций (ГЭС и ТЭЦ) в данном регионе к 2025 году составит 16,53 ГВт, что более чем в два раза превышает перспективный пиковый спрос.

«Нет никаких проблем и с теплоснабжением Красноярска. Анализ Схемы теплоснабжения города до 2033 года не выявил перспективной потребности в приросте потребления тепловой энергии, в том числе с учетом прироста потребления тепловой энергии при реализации программ увеличения темпов жилищного строительства», – отмечают в ассоциации.

Кроме того, судя по перечню планируемых работ, потребителям энергии придется профинансировать работы, которые не имеют никакого отношения к модернизации ТЭЦ-3. Высокая стоимость модернизации мотивировалась тем, что так же дорого обошлось строительство аналогичных объектов (ТЭЦ Советская Гавань, Приморская ТЭЦ, Сахалинская ГРЭС-2). Между тем, отмечают в ассоциации, это более чем некорректно, так как при строительстве этих объектов «Счетной палатой РФ выявлены многочисленных нарушения, а именно – нецелевое использование бюджетных средств, завышение сметной стоимости проектов, избыточные траты, отсутствие проектно-сметной документации по ряду объектов, ошибки проектирования, неоднократный срыв первоначально установленных сроков ввода в эксплуатацию энергообъектов и других нарушений, приведших к существенному увеличению стоимости реализации данных проектов».

Использование в полной мере прогнозной выручки от реализации тепловой и электрической энергии (Крсв) для финансирования проекта в конкурсной заявке поставщика не предусмотрено. То есть, отмечают эксперты, фактически все затраты перекладываются на потребителей, в результате чего реальный срок окупаемости проекта строительства энергоблока на Красноярской ТЭЦ-3 с учетом доходности составляет пять-шесть лет, что в три раза меньше срока поставки мощности (16 лет).

В целом, полагают в СПЭ, проект модернизации Красноярской ТЭЦ-3 не удовлетворяет критериям «Инновационность и энергоэффективность» и «Экология». Эксперты ассоциации отмечают, что принятые технические и технологические решения на стадии подготовки и разработки проектной документации проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 «должны соответствовать современному уровню развития технологий». То есть не соответствуют, а «должны соответствовать»! Таким образом, утверждение об использовании современных технологий не доказано, считают в ассоциации, «носит исключительно декларативный, вероятностный характер, не подтверждается технологическим аудитом».

Между тем сам Красноярск, как известно, включен в федеральный проект «Чистый воздух», и улучшение экологических показателей в городе может быть обеспечено в том числе за счет снижения выбросов загрязняющих веществ, закрытия существующих или заморозки проектов строительства новых источников выбросов вредных веществ, в том числе проекта на Красноярской ТЭЦ-3, а также с помощью замены или установки золоулавливающего оборудования и электрофильтров на уже действующих электростанциях города с использованием средств компании, регионального и федерального бюджетов. Тем более что по проекту «Чистый воздух» на реализацию в городе мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предусмотрено бюджетное финансирование в размере 22,4 млрд руб. на период 2019–2024 годов, в том числе из федерального бюджета – 12,9 млрд руб. и консолидированного бюджета Красноярского края – 9,5 млрд руб.

«Проект строительства энергоблока на Красноярской ТЭЦ сверстан на скорую руку в отсутствие каких-либо обоснований и по завышенным расценкам, – заявил «НГ» заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. – Никакой необходимости в увеличении тепловой и электрической мощности в Красноярске нет, регион энергоизбыточный, в обоснование проекта положены ошибочные суждения. Ни в одном отраслевом стратегическом документе риск дефицита энергии для Красноярской энергосистемы даже в перспективе не обозначен. Закрывать электрокотельные, которые фактически работают на зеленой энергии Красноярской ГЭС, и вводить вместо них угольный энергоблок нецелесообразно, это только ухудшит экологию в Красноярске. К тому же в проекте по оплате сетевого резерва, который приводится как угроза электрокотельным, для электрокотельных предусмотрены льготы и исключения».

По мнению эксперта, расценки, которые используются для энергоблока на Красноярской ТЭЦ в проекте, в 1,5–2 раза превышают максимальные предельные значения, предусмотренные для таких проектов. «Это не новая стройка, как пытаются представить проект, поясняя его дороговизну, – говорит Дзюбенко. – Программа модернизации ТЭС вообще не про новые стройки, для этого в отрасли есть другие инструменты и процедуры. Объект возводится на готовой площадке со всей инфраструктурой, все попутные расходы, включая демонтаж оборудования на других электростанциях компании, которые обнаружились в проекте, должны быть исключены».

«Суммируя изложенное: проект, по сути, не имеет отношения к энергетике – это больше похоже на финансовую схему, позволяющую без нужды для экономики строить энергообъекты и получать за них сверхдоходы за счет потребителей, – резюмирует собеседник «НГ». – При этом поставлять тепло и электроэнергию совсем не обязательно».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков: Трамп попросил японского премьера воздержаться от эскалации ситуации вокруг Тайваня

Константин Ремчуков: Трамп попросил японского премьера воздержаться от эскалации ситуации вокруг Тайваня

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 01.12.25

0
1017
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
4755
Новая политико-экономическая система мира формируется Россией и Китаем

Новая политико-экономическая система мира формируется Россией и Китаем

РФ и КНР демонстрируют: разумная кооперация позволяет бороться с установленным западными гегемонами порядком

1
3844
Что произойдет, если лопнет ИИ-пузырь

Что произойдет, если лопнет ИИ-пузырь

Сергей Правосудов

Обеспеченность энергией в разных ее видах может стать аналогом «золотого стандарта» для стабильности валют

0
3118

Другие новости