0
3149
Газета Экономика Печатная версия

22.06.2020 20:42:00

Интернет-ларьки в соцсетях хотят заблокировать

Торговая палата предложила ввести сбор за онлайн-покупки за рубежом

Тэги: интернет, торговля, регулирование, соцсети, ларьки, тпп, минпромторг, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

интернет, торговля, регулирование, соцсети, ларьки, тпп, минпромторг, коронавирус, пандемия, covid 19, карантин Обычный пользователь вряд ли отличит оттенок «серого» продавца в интернете. Фото Валерии Буровой

Чиновники и организованный отечественный бизнес пытаются изменить потребительские повадки россиян. Правда, усилия пока направляются не на расширение предложения своих товаров или каналов сбыта, а на ограничение доступности, как правило, тех же товаров, но на «незаорганизованных» торговых площадках.

Глава Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Сергей Катырин предложил Минпромторгу внести изменения в регулирование интернет-торговли. В частности, в ТПП предлагают блокировать аккаунты «серых» продавцов товаров и услуг в соцсетях при отсутствии верификации пользователя как физического лица и предпринимателя. Кроме того, предлагается отменить беспошлинный порог приобретения товаров для личного пользования и ввести сбор в размере 10% за приобретаемые товары вне зависимости от стоимости товара.

Напомним, что с 1 января 2020 года порог беспошлинного ввоза для россиян снизился до 200 евро и 31 кг за одну посылку. Если посылка, заказанная в иностранном интернет-магазине, стоит дороже этой суммы, покупатель должен оплатить 15% от суммы превышения, но не менее 2 евро за каждый килограмм перевеса.

Россияне все чаще пользуются удобствами интернет-торговли, и сидение по домам в коронавирусной изоляции здесь стало дополнительным стимулом. Продажи растут, однако не только на сайтах «официальных» интернет-гипермаркетов или так называемых маркетплейсах, типа отечественных «Яндекс-Маркета» или «Озона», не только у иностранных аналогов. В последнее время стали популярны покупки в специальных разделах соцсетей, где каждый желающий может заняться сбытом продукции, вплоть до своих поделок.

Объем рынка продаж в социальных сетях и мессенджерах на конец 2019 года составил 590 млрд руб., сообщил «НГ» председатель комитета по развитию электронной торговли ТПП Алексей Федоров. По его словам, в 2020 году из-за пандемии наблюдается скачкообразный рост, и, по предварительной оценке, за первое полугодие этот показатель составил 420 млрд руб.

Увеличение спроса на онлайн-покупки, как и все, на чем можно нажиться, привлекает мошенников, поясняет инициативу ТПП Федоров. «Если легальная компания открывает продажи в социальной сети, она берет на себя те же обязательства, что при розничной продаже или через интернет-магазин. В свою очередь, нелегальные продавцы не имеют кассового аппарата и не уплачивают налоги. Такая «предпринимательская деятельность» похожа на работу спекулянтов в 90-х. Это может создать проблемы конечному потребителю, который, выбирая товар по привлекательным ценам и положительным отзывам в социальных сетях, рискует потерять деньги вместе с некачественным товаром. При этом ответственность за товар плохого качества нелегальный продавец нести не будет. «Серые» продавцы продают все те же товары, что и «белые», у которых наибольшей популярностью пользуется покупка одежды, электронных приборов и инструментов, а также детской одежды», – говорит Федоров.

Сергей Катырин в комментарии для «НГ» подчеркнул: «Любая предпринимательская деятельность должна быть легальна и безопасна как для предпринимателя, так и для конечного потребителя. Задача государства – обеспечить эту легальность, дать предпринимателям возможность выбора формы управления предприятием и уплаты налогов. Уход продавцов в «серую» зону влечет негативные последствия для экономики. Рынок электронной торговли растет и требует актуальных форм законодательства».

В конце мая глава Минромторга Денис Мантуров проводил встречу с участниками российского рынка интернет-торговли в формате видео-конференц-связи. Тогда президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов рассказывал, что интернетом пользуются около 78% россиян, а доля электронной коммерции составляет 6% в общем обороте розничной торговли, внутренний рынок интернет-торговли в 2019 году показал рост на 25%, а в 2020 году ожидается увеличение этого показателя до 30%.

По данным исследования «Яндекс.Маркета» и компании GfK, проведенного в конце прошлого года, доля россиян, заказывающих товары онлайн, уже превысила 42%. В Москве 60% жителей покупают онлайн, не отстают жители других крупных городов (в интернет-магазины заходят 55%), даже в небольших городах эта цифра вполне серьезная – 40%.

Однако рост не такой уж гармоничный. На фоне падающих доходов россияне как в офлайне, так и в интернете ищут в первую очередь товары подешевле. Эксперты объясняют ситуацию усилиями граждан сохранить свой образ жизни прежде всего за счет использования более дешевых товаров и отказа от совершения крупных покупок. Дешевые «ларьки» в соцсетях являются одним из мощных каналов для сохранения этой стратегии. Если и тут будут вводиться ограничения, способов сэкономить станет еще меньше.

«Это очень плохая инициатива, и она далеко не отражает мнение большинства вовлеченного в этот процесс бизнеса», – так предложение ТПП прокомментировал для «НГ» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Эта инициатива – не про экономику, не про пользу для людей, которые должны сами выбирать, где и что покупать. Эта инициатива ведет к сокращению конкуренции, росту монополизма, а в конечном итоге – к сокращению выбора и увеличению стоимости. На выходе у таких инициатив везде и всегда – повышение цены и снижение качества доступных товаров», – считает он.

Покупки через соцсети выгоднее, так как продавцам там не надо оплачивать 20–30%, в которые обходятся услуги маркетплейсов за продвижение товара, логистику, сборы, пояснил Иванов. В соцсетях покупатель оплачивает только сам товар и доставку, что, по его словам, «конечно, не нравится конкурентам, но очень нравится покупателям, которые ищут товары подешевле». А спрос рождает предложение, и продавцы начинают использовать площадки в соцсетях, сейчас многие мигрируют, например, в Instagram. «Что касается возможности блокировки аккаунтов, то опыт с «разблокированным» недавно Telegram показал, как легко можно обходить такие блокировки», – отметил Иванов. Тем не менее, как сказал собеседник издания, государство в основном неплохо препятствует попыткам монополизации рынков, и он надеется, что так будет и в этот раз. 

В пресс-службе Минпромторга "НГ" пояснили, что ведомство сформирует позицию по предложениям главы ТПП РФ "при их поступлении и после изучения соответствующей аргументации".


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4358
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2719
Рост мировой торговли почти не затрагивает Россию

Рост мировой торговли почти не затрагивает Россию

Михаил Сергеев

Отечественные экспорт и импорт ниже показателей прошлого года

0
4259
О вреде и пользе интернета

О вреде и пользе интернета

Соцопросы помогают тем, кто хочет контролировать Сеть

0
2148

Другие новости