0
1585
Газета Образование Интернет-версия

13.09.2001 00:00:00

Четыре шага к перегрузке

Нина Гладышева

Об авторе: Нина Константиновна Гладышева - доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института общего и среднего образования Российской академии образования.

Тэги: школа, образование, перегрузка


О ПЕРЕГРУЗКЕ учащихся говорят в последнее время часто и много. Ею запросто объясняют не совсем понятные шаги в модернизации российской системы образования. Заботой о здоровье ребенка и освобождении его от перегрузки продиктовано "изымание" из основной школы "тонких разделов математики и физики". Откуда-то появляются данные, что перегружаем мы учащихся даже больше, чем в развитых странах. Вот и министр образования РФ Владимир Филиппов вдруг заявил, "что число аудиторных часов посещений занятий наших детей намного больше, чем в большинстве западноевропейских стран". Да еще сослался при этом на двухлетнее международное исследование, проведенное во многих странах мира, в том числе и в России. В этом исследовании я тоже принимала посильное участие, поэтому позволю себе со столь категоричным заявлением министра не согласиться. Точные данные выглядят так: лишь в пяти, причем не самых развитых странах мира учебная нагрузка меньше, чем в России. Так что устают все. Только вот перегрузка учащихся в нашей стране вызвана несколько иными причинами, нежели в прочих развитых странах. Рассмотрим эту ситуацию несколько подробней.

Первый шаг к появлению перегрузки возникает в семье. Родители ребенка ввиду нашей сложной экономической ситуации вынуждены работать на пределе (иначе не прокормить семью). После школы предоставленный самому себе ребенок носится по двору с ключом на шее. Вечером утомленное дневным бездельем чадо под присмотром не менее усталого родителя пытается выполнить школьное домашнее задание. В результате - нервный стресс (кстати, у того и другого), поздний сон и плюс нерегулярное и некачественное питание, ослабленный детский организм. Вот вам и первое условие для перегрузки. Причины ее в данном случае - социальные.

Второй шаг - психологическое состояние учителя, не менее других родителей обремененного поиском средств для нормального существования. Учителя стараются взять побольше нагрузку, в результате чего страдает методическая подготовка урока. Кроме того, в плачевном состоянии находится материальная база школ, нет необходимых пособий, учебных приборов и многих других условий для подготовки и проведения качественных занятий. Стремясь компенсировать неудачно проведенный урок, учитель увеличивает объем домашнего задания. План-то надо выполнять! Суммарный объем домашних заданий опять приводит ребенка к перегрузке и стрессу.

Третий шаг - негативное отношение части общества к образованию, престиж которого сегодня практически сведен к нулю. Школу сегодня чаще ругают, чем хвалят. Причем ругают не за конкретные недоработки или ошибки, а "вообще все плохо!" В этом преуспевают все. Соответственно у подростка не формируется целеустремленность, желание приобретать знания, сводить их в систему. Он мыслит мозаично, поверхностно и перегружает себя лишней информацией.

Четвертый шаг - под лозунгом реформы (ныне модернизации) в школах появилось большое число новых одночасовых учебных предметов типа факультативов или кружковых занятий. Но от кружков они отличаются тем, что обязательны (по решению школы) для посещения, и за них родители должны вносить дополнительную плату. О целесообразности, а порой и пользе подобных уроков - отдельный разговор. Чем же помочь школьнику в этой тяжелой ситуации?

Министерство образования РФ предлагает облегчить участь школьников снижением их общего образовательного уровня. Только так и не иначе можно интерпретировать решение Минобразования об "изымании" часов по естественнонаучным дисциплинам и "переносе" их в старшую профильную школу. Получается, что разгрузить ребенка сегодня хотят, не устраняя основные социальные причины, а снижая уровень образования в основной школе. Напрашивается аналогия с подготовкой спортсменов. Если снизить тренировочную нагрузку, то сразу же резко падают спортивные результаты. Выгодно это только соперникам.

В образовании же подобные меры существенным образом снизят интеллектуальные возможности общества. Ведь если исходить из духа и буквы закона об образовании, то обязательное обучение заканчивается основной школой. Так что же будет, если из основной школы уберут важные разделы математики и физики? Подавляющее большинство детей так и не узнает ни о научных методах познания, ни о вероятностном характере причинно-следственных связей, ни об опасностях радиоактивных процессов. Из их сознания будет основательно удалено научное мировоззрение, основанное на естественнонаучной методологии.

"Изымать" содержание учебного предмета только потому, что с ним, как сказал министр образования Владимир Филиппов, не справляются 50% школьников, означает просто "занижать планку", а не искать пути совершенствования своей работы. И если следовать этой логике, то с иностранным языком сегодня в нашей школе не справляется гораздо большее количество учеников. Почему же никто не спешит убрать часы по иностранному языку, а наоборот, появляются предложения о введении этого предмета в школьные программы уже со 2-го класса?

Таким образом, решение проблемы перегрузки (исходя из возможностей Министерства образования) я вижу только лишь в совершенствовании методов обучения, но ни в коем случае не за счет сокращения содержания образования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
251
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
311
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
254
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
215

Другие новости