0
851
Газета Образование Печатная версия

21.03.2002

Студент? Деньги давай!

Тэги: филиппов, образование, вуз

Недавно в Кемерове прошла выездная коллегия Минобразования РФ, где в очередной раз решали вопрос о новых подходах к финансированию высшего образования в России. Были рассмотрены вопросы государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). Напомним суть предстоящих перемен. Абитуриенты сдают единый экзамен. В сертификате, который они получают после сдачи ЕГЭ, указана сумма набранных студентом баллов. Свои результаты они посылают в несколько высших учебных заведений страны, а затем узнают, какой вуз их взял. Вместе со студентом в институты и университеты приходят и деньги, которые государство выделяет на обучение данного конкретного студента. Чем выше балл сертификата, тем больше сумма денег "идет" за студентом. Планку приема устанавливает сам вуз. Те студенты, которые не добрали нужного количества баллов до полностью бесплатного обучения, смогут учиться в высшей школе с доплатой из собственного кармана. Только вопросы все равно остаются. Например, в ГИФО предположительно заложат 650 долларов, а плата в сильных вузах в среднем - 3000 тыс. долларов. Платных студентов так же, как и сегодня, планируется принять не более 50%. Что будет с сильными вузами? Кто будет учиться в них? Что даст профильная школа? Слово - министру образования РФ Владимиру Филиппову.

- Владимир Михайлович, от чего мы уходим с внедрением нового финансового механизма в образовании?

- Мы уходим от сложившегося уже ныне несправедливого платного образования. С приходом ГИФО и ЕГЭ сохранится бесплатное высшее образование для тех, кому это установлено законом, - 170 студентов на 10 тысяч населения. Новая система поступления в вузы будет зависеть от факторов, которым до последнего времени не придавалось особого значения, - учеба в школе и материальное положение семьи. Я назову некоторые официальные данные, которые прольют свет на картину высшего образования в России: в 1999 году в вузы страны пришли обучаться на платной основе 46% учащихся, в 2000-м - 51%, 2001-м - 56%. Как видите, тенденция необратимая.

После совещания в Кемерове многие ректоры говорили, что если бы им сразу подробно объяснили механизм действия

ГИФО, то они поддержали бы его значительно раньше. Ведь при обсуждении этого вопроса зачастую упускают такой важный момент, что и материальная база вуза, и оплата коммунальных услуг будут финансироваться по-прежнему, по нормативам из бюджета. А вот зарплата

преподавателей и стипендия студентов будут уже зависеть от качества ГИФО, пришедших в вуз. Если вуз наберет себе "нужных" студентов с низким уровнем сертификатов, то тем самым ударит по карману своих же преподавателей и студентов. Опыт Казахстана показал: сильные вузы после введения ГИФО получили столько денег, сколько никогда не имели ранее.

- Итак, в вузы будут зачисляться по результатам сдачи ЕГЭ. И поступят те, кто будет лучше подготовлен. А это означает, что студентами станут дети обеспеченных родителей. Тогда ради чего все затевалось? Что будет с сельскими детьми, например?

- В вузах окажутся, конечно, те абитуриенты, которые будут иметь лучший сертификат. Возможно, это будут подростки, с которыми занимались дополнительно. Репетиторство ведь никуда не уйдет, но оно будет значительно дешевле, доступней и объективней, потому что готовить будут не преподаватели, которые работают сегодня в приемных комиссиях вузов, а все учителя. А вот для сельских школ предусмотрен, как и сегодня, целевой прием. В значительной степени поможет разрешить задачу успешной подготовки в вуз профильная школа. Мы введем стандарты профилей и учтем тот опыт, который уже приобрели. Все это мы сделаем уже со следующего года, не дожидаясь ввода двенадцатилетнего обучения в средней школе.

- Профильные классы сегодня в большинстве своем платные...

- Разберемся сначала, почему они платные. В средней школе действуют государственные стандарты. Чтобы углубленно изучать предмет, как это предполагает профиль, школа должна дать ребенку некоторые знания сверх нормы. А государство платит только за стандарт. Вот когда мы введем стандарт профилей, школа будет обязана его выполнить. И тогда все это будет на бесплатной основе.

- То есть те знания, которые школьники получат уже в новой профильной школе, будут достаточными для поступления в вуз?

- Дети ведь разные. Кому-то этих знаний будет вполне хватать, кому-то нет. Кстати, если в профильной школе вдруг решат дать какие-нибудь знания сверх нормы, это тоже будет за плату.

- ГИФО тесно связаны с единым экзаменом. Расскажите, пожалуйста, о динамике развития эксперимента по ЕГЭ.

- В прошлом году в эксперименте участвовало 5 регионов. В этом - 17, в следующем - 40-50. В 2004 году в эксперименте будет участвовать практически вся страна. Из пяти экзаменов два обязательных - русский и математика. И оставшиеся три - по выбору, в зависимости от выбранного профиля. К слову, в Азербайджане, где уже давно перешли на ЕГЭ, конкурс доходит до 300 человек на место, потому что все абитуриенты посылают свои сертификаты почти во все вузы.

- Какие механизмы финансирования были рассмотрены еще на совещании?

- Система государственных субсидий, государственного страхования. Что это такое? С абитуриентом, не добравшим баллы при поступлении, заключается контракт, в котором государство обязуется оплатить его учебу. Разумеется, это все при условии, что после окончания вуза выпускник поедет работать туда, куда потребует государство. Нам было бы выгодно, чтобы в село приехали агрономы, медики и педагоги. Но против этой системы выступают ректоры педагогических и медицинских вузов, заявляя, что мы заранее направляем к ним слабый контингент студентов...

Любопытно государственное страхование. Суть его в том, что родители по достижении ребенком пятилетнего возраста уже начинают вносить деньги в страховые компании. К моменту поступления в вуз набирается нужная сумма. Но эта система эффективна сегодня, когда в некоторые институты берут всех, кто может платить. При новой же системе в вузах окажутся те, кто показал хорошие результаты и у кого сертификат не ниже, скажем, 40% баллов. Если в страховом контракте каким-то образом обговорить это условие, то система государственного страхования достаточно интересна.

- Отойдем от финансовых вопросов. Воспитание молодежи - тема, достойная отдельного разговора, но хотелось бы уточнить некоторые аспекты в ней. Вы привлекаете к этой работе Координационный совет Русской Православной Церкви. Существуют ли подобные советы с представителями других конфессий?

- Мы готовы были такой совет с Союзом мусульман создать, и соглашение было почти на подходе, но неожиданно нам написала письмо другая мусульманская община. Затем проявила интерес еще одна мусульманская организация. Мы готовы подписать соответствующие документы с ними, но только на одном листе. И готовы со всеми сотрудничать, но только на благое дело ради достойного воспитания детей.

- А не является ли вообще такое сотрудничество нарушением конституционных прав граждан?

- Это могло бы быть нарушением, если бы мы ввели в школы преподавание религиозных предметов, потому что наше образование носит светский характер.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Красный диплом для черного человека

Красный диплом для черного человека

Анна Кроткина

Лекция, прочитанная бывшим уборщиком, была интересной, но тревожной

0
269
Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Программами дополнительного образования в Москве пользуется почти миллион школьников

Татьяна Ефремова

Десятки тысяч столичных кружков и секций помогают горожанам развивать таланты детей

0
701
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1655
Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

Для российских школ и вузов будут изданы учебники по программе "Права человека"

0
504

Другие новости

Загрузка...
24smi.org