0
2013
Газета Образование Интернет-версия

12.09.2003 00:00:00

Кто на новенького?

Тэги: школа, новичок, адаптация


школа, новичок, адаптация Привлечь к себе внимание коллектива можно разными способами, главное – не переусердствовать в этом.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

Ваш ребенок перешел в новую школу. Вроде бы вы убедились, что школа неплохая, и вдруг┘ Кстати, знаете, как определить, не ошиблись ли в выборе? По мнению школьного психолога с пятнадцатилетним стажем Елены Сазоновой, сегодня достаточно наличия в школе трех признаков: в ней не пахнет туалетом, встречные учителя улыбаются, а из бегущей толпы школьников хотя бы один кричит вам "Здрасте!", чтобы расслабиться и довериться хорошему коллективу. Если что-то отсутствует, приготовьтесь к испытаниям. Кстати, не посылайте ребенка сразу к школьному психологу. Психологически сделать такой шаг ребенку трудно: "Не пойду. Увидят одноклассники, скажут, к "психу" ходил┘" Лучше посетите специалиста сами┘

Мы сегодня поговорим о трудностях новичков с психологом Александром Венгером, автором многих книг по детской психологии.

- Александр Леонидович, поясните для начала, как долго вообще длится период вхождения новичка в коллектив?

- По-разному у разных детей, но как минимум два месяца. Иногда полгода и даже год, а некоторым так и не удается успешно приспособиться к новым условиям. Но это, конечно, уже отклонение от психологической нормы.

- Проблемы у новичка сегодня те же, что были и у его родителя 20 лет назад?

- Есть и те проблемы, что были двадцать лет назад. Хотя время и строй, при котором мы живем, безусловно, приносят свои сложности. Например, относительно недавно родилась проблема, связанная с переходом ребенка в класс, где большинство составляют дети из другой социальной группы. Возникает проблема бедности и богатства. Она, несомненно, присутствовала и раньше, но не в таких масштабах.

- Кстати, если ребенок перешел в такой класс, где дети более материально обеспечены, следует ли ему потакать в удовлетворении возросших потребностей?

- А зачем?

- Чтоб не чувствовал себя ущербным┘

- Если бедность ребенка тяготит, он всегда будет чувствовать себя ущербным. Потому что все равно найдутся люди, которые будут богаче его. Ребенка надо избавить от этого чувства ущербности.

- Прошел адаптационный период, а с ребенком не дружат, он одинок. Как быть?

- Это может быть преодолено, если ребенок будет иметь то, что котируется в этой группе. А что в ней котируется, будет зависеть уже от установок в коллективе. Ценности в разных школах - разные, но почти никогда не бывает, чтобы в детском коллективе ценилось бы только материальное благосостояние. Физическая сила и интерес к тому "кто крут" котируется там, куда приходят дети из семей, больше занятых материальным накоплением.

- Можно привлечь внимание одноклассников завидными знаниями в области школьных предметов?

- Гораздо в меньшей степени, нежели, например, знаниями о течениях в современной музыке. Или владением информацией о современных фильмах, книгах, компьютерных играх. Всегда во все времена ценилось умение играть на гитаре. Особенно в подростковом возрасте - это мощный фактор, обеспечивающий вхождение, принятие в детский коллектив. Очень котируется, если ребенок много путешествовал и хороший рассказчик.Интеллект котируется в коллективах, где собрались дети из интеллигентных семей и семей хороших специалистов, неважно какая у них профессия.

- Если безобидные формы неприятия приняли форму агрессии, к кому тогда за помощью?

- Если классный руководитель произвел на вас впечатление человека умного, то спешите к нему. Есть еще в школе специальность школьного психолога. Но для начала вам следует разобраться, что это была за драка. Драка один на один или толкучка, когда "куча мала" - это нормально. Если новенький способен претендовать на какое-то заметное положение в коллективе, то конфликты первое время с лидерами - это неизбежно, пока не выяснятся и не определятся позиции. Вот когда мой сын перешел в новую школу, то некоторое время приходил домой с синяками. Я все спрашивал его: "С кем дерешься?" Пока не выяснил, что он все время дерется с одной и той же группой парней. Трое мальчиков, к которым в классе относятся с явным уважением. Выяснив ситуацию, я посчитал, что все в порядке. Мой сын ищет свое место в коллективе. И когда он вошел в эту тройку лидеров, уступив первым двум, драки прекратились.

Другое дело, когда ребенок выступает в качестве козла отпущения, как это часто бывает. Здесь приходится иметь дело с низкостатусной толпой. Лидеры, как правило, козлом отпущения не интересуются. В изгои определяют ребенка те, кого самих сильно третируют. И тогда требуется помощь взрослых. Нужно работать в первую очередь над формированием у ребенка средств общения, потому что чаще всего такое происходит с теми детьми, которые не умеют строить свои отношения со сверстниками.

- А этому можно научить?

- Те, кто сам не научается, тех можно и нужно этому учить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
721
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
949
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
779
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
631

Другие новости