0
1142
Газета Образование Интернет-версия

26.08.2005 00:00:00

Кровные интересы отечественного бизнеса

Тэги: бизнесобразование, перспективы


бизнес-образование, перспективы В игровой форме даже взрослые постигают серьезные науки легко. Менеджеры Executive MBA МИРБИС на семинаре 'Организационное поведение и лидерство'.
Фото предоставлено пресс-службой института МИРБИС

Государство, как основной регулятор рынка бизнес-образования, сегодня активизирует диалог с большим бизнесом. Совместные конференции всех заинтересованных сторон (бизнеса, Министерства образования и науки и бизнес-школ) помогают если и не прямому сотрудничеству, то хотя бы пониманию позиций друг друга. Такие конференции с участием всех вышеназванных структур были организованы недавно Международным институтом менеджмента ЛИНК совместно с Открытым образовательным консорциумом ЛИНК при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и Высшей школой международного бизнеса АНХ при правительстве РФ.

Если говорить кратко о ситуации, сложившейся в бизнес-образовании, какой ее видят бизнес-школы и менеджеры по персоналу (НR) крупных компаний, то у каждого участника процесса свой взгляд на нее. Одну из коллизий обрисовал для «НГ» ректор ИБДА Сергей Мясоедов. «После признания государством программ МВА и появления диплома МВА государственного образца большинство госвузов как по команде кинулось осваивать эти программы. Но как нельзя на месте гуманитарного вуза мгновенно создать физтех, – замечает Сергей Мясоедов, – так нельзя и создать полноценную МВА, переименовав в нее программу второго высшего образования. К сожалению, однако, многие госвузы идут именно по этому пути. Конечно, и те и другие нужны, но нужны разным группам потребителей. Отчасти задачу разграничения этих программ решает Экспертный совет по программам МВА, созданный Министерством образования и науки РФ. Задача совета – экспертная оценка того, действительно ли программы, которые представляют госвузы на лицензирование и аккредитацию, являются программами МВА. Но здесь все не так просто. Кто, например, объяснит государственному вузу – крупному и престижному, в котором работают сотни профессоров, что у него нет кадров для преподавания МВА? В итоге преподавать МВА назначают «заслуженных и почетных» и начинается опять голая теория. Бизнесмены приходят учиться в эти крупные государственные вузы, полагаясь на авторитет их торговой марки, и уходят недовольные. А потом говорят: «Мы пойдем свои путем, создадим свои корпоративные университеты!»

Так являются ли конкурентами бизнес-школы и корпоративные университеты?

Это и попытались выяснить организаторы вышеназванных конференций. «Корпоративные университеты сейчас находятся в такой стадии своего становления, когда они напрямую конкурируют с программами бизнес-школ в России, – считает Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга МИМ ЛИНК. – Почему крупные компании выбирают сегодня корпоративные университеты? Потому что программы обучения там более гибкие, не ограниченные стандартами. Там применяются особые технологии, в частности тренинговые методы обучения, и e-learning, и слушатели решают задачи, максимально приближенные к интересам собственной компании. Ну и решающий фактор такого выбора: эти программы менее длительны по срокам и не такие дорогостоящие, как, например, программы МВА».

Между тем российские компании (в том числе и в советское время) всегда занимались обучением своего персонала. Причем, как считают авторы книги о корпоративном обучении в России (издатель – Begin-group) Куприянов, Лурье и Пахомкина и участники конференций, даже не это главное. Сегодня больше принято говорить о развитии компании. Понятия «обучение» и «развитие» компании не идентичны друг другу. Обучение призвано решить сиюминутные проблемы бизнеса, а вот развитие уже связано с долгосрочными перспективами компании. Обучение четко регламентирует, чему учить и как. Развитие же «призвано раскрыть потенциал сотрудника и подготовить его к дальнейшей работе в компании в разных функциональных областях». Обучение иногда проводится на принудительной основе – можно обязать персонал получить конкретные знания и навыки (например, знания английского или компьютера). Но ни при каких обстоятельствах нельзя вынудить сотрудника развиваться. Развитие предполагает наличие у человека внутренних мотивов к обучению.

На конференциях в ЛИНК выступали флагманы отечественной экономики, которые как раз и рассказали о том, как на деле осуществляется концепция саморазвивающейся организации, которая сегодня популярна во всем мире. Любая компания, думающая о своем развитии, готова предоставить под цели обучения все, что имеет. Это может быть и корпоративный университет, и учебный центр, и библиотека. Корпоративные университеты могут пригласить к себе читать лекции любых выдающихся преподавателей. На свои корпоративные университеты возлагают сегодня большие надежды многие крупные компании.

Где могут быть точки соприкосновения между школами бизнеса и крупными компаниями?

Корпоративный университет не может обучить, например, топ-менеджмент, убеждены руководители бизнес-школ. Потому что такую программу, как Executive МВА, можно осуществить полноценно только силами ведущих бизнес-школ. А сегодня, когда в управление любой компанией могут прийти люди, не соприкасавшиеся прежде с данным видом деятельности, вопрос обучения высшего руководства стоит очень остро. Не секрет, что когда Анатолий Чубайс пришел в РАО «ЕЭС России», то он вместе со своими подчиненными пошел учиться. Профподготовку осуществляют сегодня профильные вузы России. Но мало одной профподготовки.

Как рассказал на конференции в ЛИНКе начальник отдела развития персонала РАО «ЕЭС России» Сергей Мищеряков, в компании существует негласное правило: на значимые позиции приглашать людей, имеющих два образования – техническое и управленческое.

Нишу школ бизнеса в этом случае следует искать в подготовке менеджера. Подготовку менеджеров среднего звена, например, успешно осуществляет для этой компании и ряда крупных других компаний ЛИНК. Подготовку топ-менеджеров компании пока не все крупные компании спешат проводить в России. А жаль, говорят на это руководители бизнес-школ. Как раз ведущие бизнес-школы России имеют для этого прочную научную базу.

Разговор на открытой конференции «HR и МВА: стратегический альянс?» в Высшей школе международного бизнеса АНХ оказался не менее интересным.

В качестве организаторов конференции выступили: Высшая школа международного бизнеса АНХ при правительстве РФ, МИРБИС, Российская лига МВА, Begin Group, HR-ассоциация, BLM Consort, RosExpert Executive Search, Headhunter.ru. Участники конференции обсудили важные вопросы развития бизнес-образования, в частности существование стратегического альянса между программами МВА и управлением человеческими ресурсами (HR) в компаниях, заинтересованность работодателя в специалистах, имеющих степень МВА, а также современные критерии выбора менеджеров.

Как отметили участники конференции, сегодня российские компании при поиске работников не акцентируют внимание на том, что им нужен специалист со степенью МВА, но это вытекает из тех задач, которые ему предстоит решать. И динамика рынка такова, что наибольшим спросом сейчас пользуются генеральные директора и менеджеры, которые отвечают за блок финансов и экономики. Они должны обладать достаточными знаниями и быть способными принимать решения по разработке стратегии компании. Таким образом, если раньше степень МВА рассматривалась как возможность сменить профессию, то сейчас это логичное звено на пути развития карьеры.

Конференция проходила в непринужденной обстановке, и со стороны было заметно – диалог между HP-менеджерами крупных компаний и рекрутерами крупных компаний с представителями отечественных школ бизнеса еще только строится. О чем, кстати, непринужденно напоминал и знак вопроса в названии самой конференции. Гости конференции, например, спросили президента Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Леонида Евенко, что называется, прямо в лоб: «А нужно ли вообще МВА-образование России? Не фикция ли оно?» Вместо Леонида Евенко на «провокационный» вопрос ответили выпускники Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ), которую с самого начала ее существования возглавляет сам президент РАБО. ВШМБ – сегодня одна из крупных и ведущих бизнес-школ России, применяющая самые передовые технологии обучения. Выпускники ВШМБ и МИРБИСа на собственных примерах вполне убедительно рассказали о преимуществах МВА-образования. Многие из выпускников уже считают обучение на программах МВА просто обязательным для своих сотрудников. Сам Леонид Иванович, комментируя позже это ситуацию, заметил: «В сомнениях, высказанных HR-менеджерами, ничего удивительного нет. Я недавно был на 30-летии организации влиятельной британской АМВА (Association of MBAs). И там тоже кто-то из зала задал такой же вопрос. На сцену поднялся профессор Брэдфорд, основатель одной из крупнейших бизнес-школ в Англии, и рассказал, что еще 30 лет назад, на первом заседании АМВА присутствующие живо интересовались: «А есть ли будущее у МВА?» Прошедшие годы доказали, что есть┘ Жило, живет и будет жить».

«Сфера бизнес-образования все время формируется и перерождается, – продолжил Леонид Евенко, оценивая итоги разговора с работодателями, – и все новые вопросы попадают в сферу нашего интереса. Без ответа на них нам сложно двигаться дальше. Сегодня нам, например, интересно узнать, а чего ждет от нас бизнес? Каких навыков и знаний не хватает менеджерам российских корпораций? Каким образом МВА может им помочь? Этого наша конференция достигла пока частично. Мы хотим большего. Хотим, чтобы бизнесмены сами обращались к бизнес-школам. Это не означает, что мы немедленно перестроимся под их заказы, но диалог такой необходим. Пока бизнесмены просят корпоративные программы. Это такой вид краткосрочного сотрудничества. А бизнес – такая область занятости человека, в которой постоянно что-то меняется. И бизнес-школы улавливают малейшие колебания бизнес-среды. Кроме того, мы пристально вглядываемся в то, какие процессы происходят на Западе. Анализируем, изучаем┘ Сейчас там, например, очень много внимания уделяется внедрению в производство научных разработок. Крупные компании ломают голову над тем, как обнаружить продуктивную разработку (или даже идею) и как довести ее до стадии денег. Интересно ли это нашим компаниям? Важен ли им инновационный менеджмент? Наша удача, что у нас сегодня есть Российская лига МВА, объединяющая в своих рядах выпускников школ бизнеса России. Лига провела уже две крупные конференции по вопросам бизнес-образования. Координирует эту работу президент лиги, энергичный Юрий Тазов, и мы надеемся, что новая организация поможет нам наладить диалог с крупным бизнесом. Лига сегодня объединяет выпускников таких бизнес-школ России, как ВШМБ, МИРБИС, ИБДА, и некоторых других, но наша стратегическая цель – сделать ее общероссийской».

Сам Юрий Тазов видит в лиге прообраз российской АМВА, которая будет способствовать формированию класса профессиональных менеджеров путем решения следующих основных задач: активного продвижения программ MBA на рынок и одновременного контроля их качества путем общественной аккредитации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1636
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
801
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4080
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3172

Другие новости