0
3767
Газета Образование Печатная версия

02.09.2014 00:01:00

Сочинение – это не литературный экзамен

Отвечать за школьное эссе придется всему учительскому коллективу

Тэги: образование, школа, экзамены, сочинение, ливанов, солженицына


образование, школа, экзамены, сочинение, ливанов, солженицына Писать выпускное сочинение школьники будут зимой. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

На прошлой неделе журналистам объяснили, как будет вводиться сочинение в выпускном классе школы. Судя по аккуратным высказываниям членов специально созданного ради этого совета, введение будет довольно гуманным.

Как напомнил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, для подготовки столь решительного шага, как возвращение в школу после пятилетнего перерыва выпускного сочинения, был создан Российский общественный совет. При нем – комиссия, которая и разработала модель итогового сочинения. Совет возглавила Наталия Солженицына. Считается, что мысль о возрождения традиции возникла у президента РФ Владимира Путина именно после встречи с нею. Но сама хранительница наследия великого писателя отказывается от авторства идеи.

Как призналась Наталия Солженицына в беседе с обозревателем «НГ», она совершенно не ожидала такого результата от той памятной встречи с Владимиром Путиным. Но произошедшему все равно рада. А предлагаемое президентство в совете и вместе с ним роль буфера в сложных взаимоотношениях общества и чиновничества по данному вопросу носит со смирением.

На самом деле общество действительно неоднозначно в своих оценках нововведения. Есть и небезосновательные опасения возврата старого. Причем с учетом новых технологий дело написания шпаргалок, например, вообще может стать на поток. Риски коррупционного порядка также могут вернуться. И нет уверенности в том, что этот шаг хоть как-то изменит отношение детей к вдумчивому чтению.

Дети на самом деле, сетовали члены совета, не так уж и мало читают, но читают поверхностно, бессистемно, безучастно. Школьники сегодня не способны читать большие романы. И это диктуется внешними обстоятельствами, не подвластными изменениям.

Вместе с тем получается, что от ученика потребуется не просто связное изложение мыслей, но и способности аналитического плана – аргументировать свою позицию с опорой на текст. Вот и приходит комиссия к дилемме – разрешить пользоваться на экзамене первоисточниками или нет? Часть членов совета уверена, что первоисточники на экзамене нужны. Дескать, вот и на вступительных экзаменах в вуз ранее это разрешалось. Но другие члены совета уверены, что это неправильно: на экзамене школьник должен остаться наедине с листом бумаги и своими мыслями. «Нет цели устроить проверку знаний литературы, есть цель понять способность школьника к мышлению», – подчеркивает Наталия Солженицына.

В общем, все оргвопросы пока еще не решены до конца. Например, не ясно, сколько бонусных баллов даст выпускнику сочинение. Сегодня это 10 баллов. Кстати, сочинение не оценивается по балльной системе, оно оценивается «зачет–незачет». Дифференцированно к нему подходят при проверке в вузе. Сразу понятно, что решающее значение эти скромные баллы будут иметь только при поступлении в престижные вузы, где на счету каждый балл.

Когнитивный диссонанс испытывают люди при обзоре главных направлений тем. Героико-патриотический подтекст тем сочинений пугает либеральных интеллигентов. Не появится ли завтра на авансцене какой-нибудь депутат и не потребует ли введения элемента ура-патриотизма в школьное сочинение.

Члены совета успокаивают волнующихся – если даже точка зрения на те или иные события у автора сочинения будет очень резко отличаться от общеупотребительного восприятия, но будет блестяще сформулирована и доказана, то инакомыслие школьника приветствуется и поощряется. Сочинение – не литературный экзамен, настаивают члены совета, оно рассматривается как демонстрация школьником межпредметных навыков. И ответственность за сочинение лежит на учителях разных предметов. Учить отвечать на уроках развернуто и аргументированно должны все учителя, а не только гуманитарии.

Как прокомментировал «НГ» тему ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, на первом этапе введения сочинения в школе, возможно, и не потребуется охранять экзамен, но когда количество баллов за него перевалит за 20, возможно, придется принимать какие-то серьезные охранные мероприятия. Впрочем, даже и сегодняшние 10 баллов могут кому-то помочь. На бюджетном отделении в той же вышке – 86 баллов средний проходной, а на платном – 78.

Сегодня сочинение, считает Ярослав Кузьминов, – это жест доверия школе. Символически он важен. Темы сочинений очень долго обсуждались. И то, каков набор сегодня, – это приемлемо с точки зрения, что это никак не окрашено. (В обществе много слишком полярных позиций.) И не возвращает нас окончательно в прошлое: нет тем типа «Катерина – луч света в темном царстве».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На дуроге дымовозы

На дуроге дымовозы

Елена Семенова

Юрий Орлицкий о Генрихе Сапгире, его стихах-кентаврах и «полусловах», которые нужно додумывать

0
590
Баг совести

Баг совести

Сергей Арутюнов

О детях сумерек и возможности инициации в рукотворном аду

0
166
Любовь и расписание уроков

Любовь и расписание уроков

Антон Зверев

О взаимной приязни между бывшими непримиримыми врагами – педагогом и ребенком

0
661
Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1078

Другие новости

Загрузка...
24smi.org