4
4081
Газета Образование Печатная версия

06.07.2016 00:01:00

Лишат ли учителей права выбора

С ростом информационных технологий бюрократизация школы только увеличивается

Тэги: школа, информтехнологии, компьютерная грамотность, учитель, педагог, бюрократия


школа, информтехнологии, компьютерная грамотность, учитель, педагог, бюрократия Использование IT на уроке значительно облегчает процесс обучения, но учителя почему-то не особо приветствуют технический прогресс в школе. Фото РИА Новости

В комитете по образованию Государственной думы РФ прошел круглый стол «Цифровые помощники педагога». Прошел он при непосредственном участии учителей Третьей летней школы Всероссийского интернет-педсовета. Вместе с вопросами компьютерной грамотности педагогов, повышения квалификации по IT-технологиям и возможности системного дистанционного обучения участники круглого стола затронули вопросы бумажной загруженности педагогов. Как оказалось, последняя тема очень тесно связана со скоростью развития технологий в образовании.

Вопреки громким заявлениям первых лиц Министерства образования и науки РФ о снижении учительской отчетности педагоги считают, что вал ненужных бумаг уже накрыл всех с головой. Вот и на вышеупомянутом заседании учитель из Московской области Наталья Митюнина огласила очень непристойную цифру. По ее подсчетам, за минувший учебный год ей пришлось заполнить 1500 бумажек для вышестоящих организаций. И то ли еще будет,  беспокоятся школьные наставники. Впереди всех ждет широко разрекламированная кампания по внедрению «национальной системы учительского роста». О ней недавно рассказала первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк. По ее словам, проект положит конец той ситуации, что учитель на протяжении всего периода работы в школе так и не растет по карьерной лестнице. Приходит в школу учителем и уходит на пенсию все тем же учителем. Непорядок!

Как считает Михаил Кушнир – член правления Лиги образования, тренер образовательной программы Apple, чиновникам важнее облегчить свои задачи надзора, нежели разгрузить от бюрократической нагрузки педагогов. И, кстати, внедрение информационных технологий только поощряет их действовать в этом направлении еще энергичней.

По мнению Кушнира, IT существенно расширяют поле фантазии чиновника в изобретении новых отчетов и бюрократических процедур. Заодно и риски технических сбоев тоже ложатся в данном случае на школу, а не на чиновников, придумавших и подписавших в эксплуатацию подобные информационные системы. Многие учителя согласны с Кушниром. На форумах они пишут, что на каждую бумажку из главного ведомства должна быть куча подтверждающих документов из нижестоящих органов. Множество локальных актов, приказов и т.д. А еще это все должно быть прошито, проштамповано и пронумеровано. А не будет так, то  обязательно последуют меры в виде штрафа на школу, выговора директору... а в конечном счете – претензии к учителю.

Как сообщил на круглом столе руководитель аппарата комитета по образованию Госдумы РФ Павел Кондрашов, почти 20 статей закона «Об образовании» регламентируют нормы применения информационных технологий в сфере образования. Но участники мероприятия в своих комментариях утверждают, что это не вносит желанного порядка в документооборот. При сохранении законов почти 20-летней давности введение новых не всегда может дать быстрый и желаемый результат.

Еще участники круглого стола дали повод вернуться к памятной дискуссии последнего пятилетия. Речь идет о том, что делать с учителем, игнорирующим IT. Мотивировать или принуждать административным путем к использованию технологий на уроке. Вообще у школьного учителя есть право выбора делать что-то или не делать. То же самое сохраняется и в отношении информационных технологий. То есть учитель может не применять  IT вовсе. И будет прав.

Вице-президент Лиги образования Сергей Сафронов заявил на мероприятии, что IT делают труд учителя более интересным и осмысленным. Но учитель не спешит использовать открывающиеся технические возможности. И основная причина отставания в этом вопросе – это даже не физическое ограничение доступа учителя к технологиям, а откровенное нежелание учителей использовать IT на уроке. А преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» Светлана Малышева посетовала, что «учителя не умеют даже нажимать на кнопку компьютера, не умеют и не хотят…».

Кстати, сама летняя школа интернет-педсовета – это тоже дополнительная возможность педагогам получить профессиональные навыки и в области ИТ-технологий. В рамках нынешней они успели посетить самые разные мероприятия. В том числе и встретились с сотрудниками Российской академии наук (РАН), которые ознакомили педагогов с собственными проектами в сфере образования. И есть еще один любопытный факт: часть педагогов из регионов на время проведения мероприятия остановилась даже не в гостиницах. За какую-то символическую плату их приютили в своих квартирах московские педагоги. Получилось – и по делу, и дружественные связи между учителями из разных городов укрепляются.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(4)


biryukov vadim 11:12 06.07.2016

"часть педагогов из регионов остановилась не в гостиницах. За какую-то символическую плату их приютили в своих квартирах московские педагоги. Получилось – и по делу, и дружественные связи между учителями из разных городов укрепляются. Дружба-дружбой - а денежки врозь... Средняя зарплата Дагестанского учителя 17 т.р. а минимальную у нас публиковать не принято, хотя все знают - 7,5 т.р. Минимальная цена в московской гостинице сегодня 728 р. ...

biryukov vadim 11:20 06.07.2016

1. Согласно закону о русском языке, надо писать не "использование IT", а "использование компьютера". 2. Современная математика все более становится вычислительной, т.е. компьютерной. Тем не менее наших школьников (и учителей) с ней никто не знакомит. Академик Арнольд с удивлением писал, что французские школьники не знают простых дробей. Но он не писал, что в вычислительной математике они почти не нужны. "Школьный компьютер" (персональный компьютер школьника) у нас так и не появился.

biryukov vadim 11:33 06.07.2016

1.Пока школьник может учиться без компьютера учитель тоже может обходиться без него. 2.На деньги, потраченные на "круглый стол", можно было бы купить приличный корпоративный антивирус для всех школ. 3.Далеко не все знают, что "персональный компьютер" - неудачный перевод с английского, правильный - "личный компьютер". 4. Доля компьютера в стоимости вычислительной техники 20%, остальное - программное обеспечение (МОН знает?). Если сам учитель не может написать программу, то компьютер ему не нужен!

Владимир Степанов 22:54 06.07.2016

На Востоке учитель звучит гордо и никто не осмелится ему что то навязывать, тем более бессмысленную и подавляющую отчетность. Дело не в ИТ в образовании, а в знании предмета и любви к учащимся, стремлении научить их. Рост учителя и признание его заслуг зависят только от успехов его учеников, а не формальных показателей. Писать программы учителю не нужно, а вот ориентироваться в ресурсах Интернет полезно. И не надо навязывать спорные суждения так категорично.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На дуроге дымовозы

На дуроге дымовозы

Елена Семенова

Юрий Орлицкий о Генрихе Сапгире, его стихах-кентаврах и «полусловах», которые нужно додумывать

0
623
Баг совести

Баг совести

Сергей Арутюнов

О детях сумерек и возможности инициации в рукотворном аду

0
171
Любовь и расписание уроков

Любовь и расписание уроков

Антон Зверев

О взаимной приязни между бывшими непримиримыми врагами – педагогом и ребенком

0
681
Можно ли унизить учителя проверкой

Можно ли унизить учителя проверкой

Наталья Савицкая

Модель аттестации школьных педагогов будет утверждена в 2020 году

0
1108

Другие новости

Загрузка...
24smi.org