0
4392
Газета Образование Печатная версия

17.10.2016 19:23:00

Профильный фильтр на пути в педагоги

Министр Ольга Васильева продолжает корректировать реформы ее предшественников

Тэги: минобрнауки, ольга васильева, вузы, педагоги, подготовка, новая школа


минобрнауки, ольга васильева, вузы, педагоги, подготовка, новая школа Ольга Васильева делает ставку на молодое поколение педагогов России. Фото сайта www.минобрнауки.рф

Как заявила на совещании ректоров вузов, выпускающих педагогические кадры, министр образования и науки РФ Ольга Васильева, в педагогическую магистратуру должны приниматься только выпускники профильного обучения – бакалавры педагоги.

Предложение осуществлять прием на программы магистратуры, реализуемые в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки», для «абитуриентов, имеющих профильное образование предыдущего уровня», поступило от ректоров во время обсуждения темы модернизации педагогического образования. Помимо этого ректоры постановили – создать «единое образовательное пространство, направленного на формирование гражданской и профессиональной идентичности будущих педагогов», сосредоточиться на задачах «качественного обновления программ подготовки педагогических кадров за счет сопряжения стандартов общего, высшего образования и требований профессионального стандарта педагога» и поговорили о многом полезном другом.

И все же думается, что тему магистратуры только для педагогических кадров следует рассмотреть более пристально.

Говорить о том, что в школу должны прийти талантливые люди, начали еще при министре Андрее Фурсенко. Именно тогда были предприняты первые шаги по сокращению численности вузов. И многие преподаватели высшей школы начали искать работу в школах средних. Потом появился проект «Новая школа» тогда еще президента РФ Дмитрия Медведева с его тезисом, что в средние учебные заведения могут прийти работать специалисты, не имеющие педагогического образования. Тогда же возникли и первые дискуссии на тему, а сможет ли не педагог «разруливать» сложные педагогические ситуации, которые возникают сегодня почти на каждом шагу. Пусть уж лучше учитель будет неважным физиком, но при этом сильным педагогом. И тогда же появились предложения по «технике выживания профи в школьном коллективе». Среди прочих была и тема, что обучаться педагогическому мастерству можно будет в магистратуре. Какой смысл учиться взрослому и опытному человеку в педагогическом вузе четыре года, когда основные знания по педагогике даются на последних курсах и шлифуются во время практики в школьных учреждениях. Здесь достаточно и двух лет магистратуры.

Казалось бы, здоровый компромисс найден. Талантливый педагог (а им, мне кажется, рождаются, а не становятся) может для успокоения совести своих начальников и для самосовершенствования пойти обучаться педагогическому мастерству. И школа получает ценнейшего специалиста. Чем плохо? Но не тут-то было. Бюрократическая машина, как известно, штука неповоротливая. А теперь и вовсе дожили до заявления Ольги Васильевой.

Обычные школы «непедагога» берут на работу очень неохотно. В пример могу привести случай, про который услышала буквально на днях из уст бывшего выпускника Томского политехнического университета (НИУ), а ныне преподавателя одного из московских вузов. Он рассказал, как его однокашник, ведущий сотрудник этого же университета, который вел в родном вузе ряд интереснейших направлений, переехал недавно по семейным обстоятельствам в Подмосковье. И не смог устроиться на работу в школу. Заметьте, не бакалавр, поступивший в педвуз, потому что в другой не брали. И не человек, не имеющий опыта работы с людьми младше себя на много лет. И еще даже не пенсионер, 48 лет.  Не взяли,  потому что у него нет педагогического образования.

Понятно, что большинство директоров школ просто перестраховываются. Школа, как и Восток, – дело тонкое. И ей есть чего бояться. Мужчина в школе – явление редкое, да еще и менее стрессоустойчивое, чем женщина. И даже его излишнее обаяние ему же во вред (достаточно вспомнить недавние секс-скандалы в известной московской школе). Не зря председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ), член экспертного совета при правительстве Российской Федерации Виктор Панин предложил создать в школах кабинеты психологической разгрузки. По его мнению, в образовательных учреждениях часто происходят инциденты, виною которым являются вспышки гнева педагога. В качестве примера он приводит случай, когда учитель из Пермского края стрелял из пневматического оружия в детей, вздумавших закурить на территории школы.

В общем, не рискуют наши директора и не берут лишний раз «непедагога». А сейчас и вовсе не станут брать, от греха подальше. Нет, не то чтобы в словах Ольги Васильевой не было резона. Напомним, что сегодня педагогическую науку преподают в 279 вузах. Минобрнауки РФ сообщает о возросшем среднем балле ЕГЭ абитуриентов, выбирающих педагогические специальности. В 2016 году на педагогические направления подготовки поступило 195 абитуриентов, имеющих 100 баллов по олимпиадному предмету (в 2015 году их было 16).

Но… сотрудники Высшей школы экономики (НИУ) Марина Пинская, Алена Пономарева и Сергей Косарецкий приводят данные анализа социологических опросов: молодые учителя в России – специалисты до 29 лет – отстали от старших коллег в деле освоения педагогических технологий. Дело не только в нехватке преподавательских умений и отсутствии опыта. Хромает сама подготовка молодых педагогов – в ней слишком много теории, а на рабочем месте учитель-неофит не всегда может доучиться. В педвузах сегодня будущих преподавателей учат по старинке. За три десятка лет, по мнению сотрудников ВШЭ, их подготовка изменилась мало. Поэтому введением «магистратуры только для имеющих педагогическое образование» фактически исправляют перекос в обучении нынешних студентов педагогических вузов. Фактически именно магистратура доводит выпускника-бакалавра до уровня образования, необходимого при работе с современными школьниками. В своей же первоначальной версии, напомним, магистратура была призвана готовить молодого человека к научной деятельности. Возможно, в будущем так и будет.

А пока не похоронить бы идею привлечения к работе в школе талантливых людей. Та же Ольга Васильева справедливо считает, что от знаний педагога сегодня зависит очень много.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Трое активистов экстремистского движения "Артподготовка" предстанут перед судом

Трое активистов экстремистского движения "Артподготовка" предстанут перед судом

0
543
Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1632
Можно ли унизить учителя проверкой

Можно ли унизить учителя проверкой

Наталья Савицкая

Модель аттестации школьных педагогов будет утверждена в 2020 году

0
1535
У России есть собственная модель формирования судейского корпуса

У России есть собственная модель формирования судейского корпуса

Виктор Момотов

Некритическое заимствование иностранных "манер" без учета их исторического контекста – верный путь к регрессу

0
3570

Другие новости

Загрузка...
24smi.org