0
531
Газета События Интернет-версия

09.08.2001 00:00:00

"Михаил Ефимович, белые сзади!" - "вперед!"

Тэги: анно, кино, война


ПОКА простые любители киноискусства живут премьерами, государственные умы и граждански активные россияне начинают по новой переживать сам факт присутствия в отечественном прокате фильма "Враг у ворот". Эта картина французского режиссера Жан-Жака Анно о Сталинградской битве вышла на экраны еще зимой. Потребовалось чуть ли не полгода размышлений, чтобы начать фильм всерьез оценивать. Волгоградская областная Дума вдруг потребовала прекратить демонстрацию фильма по всей России, и, по сообщениям СМИ, ее неожиданно поддержал министр культуры Михаил Швыдкой, заглянувший на днях в город-герой. В министерстве, правда, корреспонденту "НГ" сказали, что никаких официальных распоряжений на сей счет не делалось, а в компании "Ист-Вест", которая прокатывает фильм по России, заявили, что слышат об этом в первый раз. И что если подобные распоряжения и имели место, то никакого значения они иметь уже не могут: фильм с успехом прошел по России.

Было ли все это нечаянной обмолвкой министра в частном разговоре, успешно раздутой до газетной сенсации, или хорошо спланированной пиар-акцией - не суть важно. Интереснее то, что в России по-прежнему возможно превратить произведение искусства в повод для политических инсинуаций. Что же на самом деле представляет собой "Враг у ворот"? Жан-Жак Анно готов искренне восхищаться мужеством русских солдат. Ничего "антироссийского" в нем нет.

Хотя "клюквы" хватает. Но если относиться так непримиримо к чужим интерпретациям, следует запретить 99% зарубежных картин, так или иначе трактующих наши исторические (или современные) реалии. Впрочем, основные протесты, думается, вызваны другим. Их корни скорее лежат в сфере культуры и новейшего "постгосударственного" мышления.

Стихия народного противостояния фашистам заменена у Анно противоборством двух снайперов - нашего и немецкого. Все в истории было не так. Но конфликт один на один - святая святых западного искусства и шире менталитета. Еще более невыносима для традиционного отечественного сознания мысль, что не только наш Василий Зайцев, но и фашистский снайпер показан с уважением, как достойный противник. Он может убить ребенка - этого ему режиссер и не собирается прощать. Но война не бывает без жестокости, и майор Кениг - злодей, а не подлец.

Фильм Анно относится к новейшему поколению картин, предпочитающих соблюдать толерантность сразу в отношении ко всем сторонам какой бы то ни было войны, в том числе и Второй мировой. Такое искусство настойчиво обходит вопрос о вине фашистской Германии перед человечеством. Такое искусство не интересуется политикой - оно ограничивается вниманием к отдельным людям. Оно не пытается осуждать или оправдывать целые государства. Оно хочет понимать конкретные личные позиции отдельных граждан. (Хотя получается это далеко не всегда.) В России всегда будет много людей, которые не смогут согласиться с таким подходом - и они во многом правы.

Однако можно уже сейчас прогнозировать, что появление подобных "Врагу у ворот" фильмов - не отдельные казусы, а неизбежность. У нас в России образ фашизма и фашистской Германии тоже постепенно меняется. В "Молохе" Александра Сокурова Адольф Гитлер, Ева Браун, Геббельс и прочее окружение фюрера показано с гуманистических позиций, аккуратно огибающих саму проблему политических оценок и приговоров. В "Брате-2" персонаж по кличке Фашист являет фигуру скорее комическую и вызывает противоречивое сострадание. Недавно режиссером Олегом Коваловым был снят фильм "Темная ночь" - о жизни в Германии времен Третьего рейха. Вместо выражения ненависти к фашизму режиссер сосредотачивается на сочувствии мятущимся немецким художникам, тоже любящим эпос о Нибелунгах и оперы Вагнера, как и Гитлер, но далеким от политики. Наше кино все более склонно погружаться в непредубежденное изучение фашизма как психологического и социального феномена. И сам этот процесс многое говорит о переменах в нашем сознании. Их невозможно просто игнорировать с позиций консервативно понятого патриотизма. "Врага у ворот" легко запретить. Но тогда в России не будут знать, как представляют сейчас на Западе нашу Великую Отечественную войну. А такие вещи лучше узнавать своевременно. Мы должны научиться принимать к сведению чужие интерпретации нашей истории. Иначе мы снова сами возведем перед собой если и не плотный железный занавес, то мешающие полноте обзора жалюзи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1677
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4174
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2300
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2598

Другие новости