0
3336
Газета Хранить вечно Печатная версия

29.04.2001

Союз "нерушимых"?

Тэги: ссср, прибалтика, горбачев


К примеру, с целью противодействия деятельности коммунистов в Верховном Совете Литвы принят закон "О политических партиях", который в сочетании с другими законодательными актами создает юридическую основу для запрещения деятельности в республике союзных общественно-политических организаций, дает право судам рассматривать членство в КПСС как участие в партии "другого государства", а действия коммунистов, направленные против антиконституционных актов нынешнего литовского руководства, квалифицировать как государственную измену и наказывать тюремным заключением на длительный срок и даже смертной казнью.

В республиках Прибалтики осуществляется всевозрастающее беспрецедентное моральное давление на коммунистов, партийных работников, неединичны факты физического оскорбления, угроз, запугивания их детей и других родственников.

Кроме того, трудности компартий Прибалтики усугубляются отсутствием единства прогрессивных сил в республиках, а также собственной организационной и кадровой слабостью, ошибками партийных комитетов в оценке конкретных ситуаций, расстановке сил, тактике действий, их отставанием в пропагандистской, массово-политической работе, уклоном в административную сторону при решении назревших проблем.

И, наконец, в-пятых, кризис в Прибалтике имеет свое внешнеполитическое измерение, которое напрямую затрагивает государственные интересы Союза ССР. Сепаратистски настроенные круги Латвии, Литвы и Эстонии пытаются извлечь максимальную выгоду из процесса реализации нового политического мышления, осуществляемого руководством Советского Союза. В этих целях они настойчиво навязывают мировой общественности мнение о так называемых двух стандартах политики М.С. Горбачева. Особенно интенсивно эксплуатируется тезис о свободном выборе народов, который якобы имеет для руководителей СССР два измерения - международное и внутрисоюзное. Одновременно делаются активные попытки подорвать авторитет Союза и его президента на международной арене, особенно в Скандинавии, блокировать начавшиеся позитивные сдвиги в отношениях "Восток-Запад", добиться срыва достигнутых экономических соглашений, переключения экономического сотрудничества с Союза ССР на отдельные республики, прежде всего на те, которые проводят оппозиционную центру политику.


Человек с автоматом - последний оплот перестройки. Вильнюс. Начало 1991 г.

Барикады у здания парламента. Вильнюс. Октябрь 1991 г.

"Они не пройдут". Рига. Январь 1991 г.

Чечня.Середина 1990-х гг. Теперь здесь не до танцев...

Кризис в Прибалтике определенные круги за рубежом стремятся использовать для отвлечения внимания общественного мнения своих стран от собственных сомнительных действий, трудностей и просчетов (например, по ситуации вокруг Персидского залива).

Информируя коммунистов, партийные организации о сегодняшнем положении дел в Прибалтике, полагали бы необходимым:

1. Рассматривая Прибалтийские республики как составную часть СССР, усилить внимание к этому региону со стороны всех партийных организаций страны. Решительно и всеми возможными мерами противостоять нарастанию напряженности, сепаратизму и национализму, антидемократическим проявлениям, нарушениям прав человека. Выступать за безотлагательную отмену всех антиконституционных актов и постановлений органов власти Латвии, Литвы, Эстонии.

Любые проблемы должны решаться здесь только законными средствами, конституционное право республик на выход из Союза может осуществиться лишь на основе свободного волеизъявления всего населения - референдума и в результате процесса, предусмотренного законом.

2. Призвать депутатов-коммунистов активно включиться в налаживание общественного диалога в республиках Прибалтики, в работу по восстановлению конституционного порядка, в разъяснение пагубности политики, проводимой нынешними властями этих республик. Проявить заботу о подлинном гражданском мире и общенациональном согласии - главных сегодняшних нуждах страны.

3. Важнейшим направлением практической работы коммунистов сегодня и на перспективу должно стать укрепление взаимополезных интернациональных связей с коммунистами, прогрессивной общественностью Прибалтики. От эпизодических контактов надо переходить к системным связям, периодически сверяя свои планы действий, организуя совместные акции, координируя пропагандистскую и организаторскую работу, оперативно обмениваясь информацией.

Особую товарищескую заботу надо проявить о защите чести, достоинства и особенно жизни коммунистов Прибалтики, ограждать их от нападок воинствующих антикоммунистических элементов. При этом важно избежать противопоставления коммунистов другим людям, также подвергающимся сегодня гонениям в этих республиках. Во главу угла должны быть поставлены подлинные права и свободы каждого человека, всех жителей независимо от их национальности, политических взглядов, членства в тех или иных организациях.

Как подчеркнуто в Политическом заявлении январского (1991 года) объединенного Пленума Центрального Комитета и Центральной Контрольной Комиссии КПСС, "настало время для каждого человека сделать сознательный гражданский и нравственный выбор: встать ли на защиту благородных целей обновления общества, достижения единства страны, мира в нашем многонациональном доме или молча потворствовать посягательствам на жизнь и безопасность людей, или тем более участвовать в разжигании межнационального и социального пожара. Наступил момент осознания истины, время ответственного действия во имя сохранения гражданского мира, обновления нашего Союза, созидательного движения по пути социалистического выбора".

Отдел национальной политики ЦК КПСС
Организационной отдел ЦК КПСС

Секретно ЦК КПСС

О некоторых негативных проявлениях среди молодежи города Якутска в конце марта - наЧале апрелЯ т.г.

По поручению ЦК КПСС группа работников отделов Центрального Комитета партии и КГБ СССР выезжала в Якутскую АССР в связи с имевшими место в городе Якутске антиобщественными действиями части молодежи, сопровождающимися националистическими проявлениями.

Члены группы ознакомились с политической обстановкой в столице Якутии, настроениями общественности, с состоянием идейно-политической, воспитательной работы в трудовых коллективах, учебных заведениях, научных учреждениях и творческих союзах. Состоялись встречи и беседы с членами бюро обкома КПСС, партийными, советскими, профсоюзными, комсомольскими работниками, деятелями науки и культуры, представителями средств массовой информации, правоохранительных органов, рабочими, преподавателями, студентами, непосредственными участниками событий. В этих беседах и встречах приняли участие более 500 человек. Вместе с работниками партийных и правоохранительных органов республики были проанализированы происшедшие события и их причины.

Установлено, что 28, 29, 31 марта на катке вблизи Якутского госуниверситета (ЯГУ) и его общежитий по вине русских подростков произошли драки со студентами-якутами университета. Обстановка накалялась, требовала незамедлительного принятия мер по пресечению хулиганских выходок. Однако этого сделано не было. Обком, горком КПСС не увидели в конфликте межнационального оттенка, недооценили опасности перерастания его в выступление националистического толка.

Вечером 1 апреля после очередного столкновения на катке собралась большая группа студентов. Они стали требовать от прибывшего сюда зам. министра внутренних дел республики т. Дедикова В.Е. наказания зачинщиков драк. Зам. министра заверил собравшихся, что сообщит им о принятых мерах здесь же на следующий день в 19 часов. Однако и в этих условиях была проявлена беспечность. Партийные и комсомольские работники города, руководство университета не придали значения случившемуся, действовали вяло, неуверенно, не сумели воспрепятствовать нежелательному развитию событий. Попытка организовать вечером 2 апреля встречу студентов с представителями МВД в актовом зале ЯГУ не удалось. Собравшаяся в это время около университета большая группа студентов двинулась к центру города.

У здания обкома партии толпу, насчитывавшую 250-300 человек, усилиями работников партийных и правоохранительных органов удалось остановить и убедить вернуться к университету. На обратном пути она увеличилась до 600-700 человек. Во время движения по городу в толпе раздавались выкрики: "Якутия для якутов, долой русских!", "Разнесем площадь Орджоникидзе!" (здесь находится здание МВД республики) и т.п. На подходе к ЯГУ отделившаяся от основной массы группа в 20-30 человек избила мл. лейтенанта милиции Телегина, русского по национальности, допустила другие хулиганские действия.

Следует отметить, что во время столкновений никому не были нанесены физические увечья. Обращений пострадавших в медицинские учреждения не зафиксировано.

В 21 час возбужденная толпа заполнила актовый зал университета. Возникло стихийное собрание, в котором приняли участие студенты ЯГУ, учащиеся других учебных заведений, молодежь города. Президиума или ведущего на собрании не было. Выступили 24 человека, в том числе 12 - студенты ЯГУ. Большинство возмущалось бездеятельностью милиции, многие допускали высказывания националистического характера. Так, студент V курса сельскохозяйственного факультета ЯГУ В. Гоголев утверждал, что на улицах города русские систематически избивают якутов. Учащийся 9-го класса физматшколы при ЯГУ В. Степанов говорил, что "русские завоевали Якутию и начали уничтожать якутов". Подобные заявления сопровождались гулом одобрения зала. Не получило поддержки выступление члена комитета комсомола ЯГУ Сергиенко, что нельзя всех русских огульно обвинять в шовинизме.

Присутствовавшие в актовом зале секретарь обкома КПСС по идеологии, первый секретарь горкома, первый секретарь райкома партии, другие партийные, комсомольские работники, представители администрации университета не попытались переломить хода сборища, проявили малодушие, оказались в роли пассивных наблюдателей.

Встречи и беседы членов группы ЦК КПСС приводят к выводу, что указанные события назревали давно и случайными их назвать нельзя. Обком, горком, райком партии своевременно не уловили накопления негативных элементов в межнациональных отношениях, на всех этапах развития событий не держали их ход под своим контролем, по существу не владели положением дел.

Антиобщественные проявления среди молодежи в г. Якутске свидетельствуют о недооценке со стороны обкома КПСС, партийных, советских, комсомольских органов республики важности работы по воспитанию людей в духе советского патриотизма и интернационализма. Они явились следствием серьезного ослабления идейно-воспитательной работы в целом. Проверка показала, что из аналогичных негативных проявлений среди студенчества Якутска в 1979 г. должных уроков извлечено не было.

Определенные достижения в экономическом и хозяйственном развитии Якутии породили у руководства республики, в партийных организациях благодушие, самоуспокоенность и беспечность, притупили нетерпимость к отдельным националистическим проявлениям.

В республике просмотрели некоторые вопросы, отрицательно влияющие на воспитание людей в духе интернационализма. Партийные, советские, хозяйственные органы, общественные организации слабо учитывают этнические и демографические процессы, не влияют должным образом на национальный состав трудовых и учебных коллективов. Так, среди рабочих промышленности, транспорта представители коренной национальности составляют явное меньшинство, их прием в соответствующие ПТУ за последние годы сокращается. В значительной мере ослаблен процесс обмена специалистами науки, образования, культуры с другими регионами страны. Темпы подготовки кадров интеллигенции из числа лиц коренной национальности по ряду профессий опережают потребности социально-экономического развития. В пропагандистской работе широко рассказывается о том, что Якутия много дает стране, но одновременно не раскрываются масштабы большой помощи со стороны государства.

Мало внимания уделяется воспитанию культуры межнационального общения. Фактам неуважительного отношения к лицам другой национальности своевременной принципиальной оценки не дается, зачастую они просто замалчиваются. Настораживает все отчетливее проявляющаяся тенденция разграничения трудовых и учебных коллективов по национальной принадлежности. К примеру, в университете среди принятых на 1-й курс постоянно возрастает доля лиц коренной национальности, которая в 1985 г. составила 80%. Практически однонациональным (из русских) является речное училище. Этот подход просматривается при расселении в общежитиях, при комплектовании студенческих строительных отрядов и даже нарядов патрульно-постовой службы милиции. За пределами партийного внимания остаются вопросы повышения роли семьи в воспитании детей, шефства над трудными подростками. Профсоюзы и комсомол, органы образования, культуры и спорта плохо занимаются досугом молодежи, особенно подростков.

Обком партии не занял принципиальной позиции по поводу ненормальных взаимоотношений, сложившихся среди части обществоведов-ученых и преподавателей, а также писателей, в основном якутов. Бесконечные взаимные упреки в отступлении от классовых оценок исторических событий и личностей, обвинения в национализме, перепалки, переходящие в личные оскорбления, - все это наносит вред интернациональному воспитанию, негативно сказывается на настроениях среди студенчества и молодежи.

Крупные недостатки в учебно-воспитательной работе имеются в Якутском государственном университете. У него практически нет связей с коллективами предприятий, других учебных заведений, творческих союзов и театров. В коренном улучшении нуждается трудовое воспитание студентов. Среди них сильны настроения иждивенчества, потребительства, исключительности. В стенах университета его воспитанники зачастую не получают должной коллективистской закалки. Уменьшается число тех, кто пришел на студенческую скамью с производства. Увеличивается отсев, падает дисциплина и успеваемость. Год от года возрастает число студентов, привлеченных к уголовной ответственности. В состоянии крайней запущенности находятся материальная и учебная база ЯГУ, его общежития.

Негативные проявления в г. Якутске обнажили крупные упущения в деле охраны общественного порядка. В городе не снижается уровень преступности среди учащихся школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, студенчества. Не принимаются должные меры по предупреждению групповых антиобщественных проявлений, слабо осуществляется профилактика правонарушений. На обстановку в г. Якутске влияет и то, что в значительной мере он засорен тунеядцами и уголовным элементом. Из поля зрения партийных и советских органов выпало такое важное звено охраны общественного порядка, как участковые уполномоченные. Условия их работы и проживания являются наихудшими в РСФСР.

В настоящее время партийными органами Якутии предпринимаются усилия, направленные на ликвидацию нежелательных последствий анализируемых событий. 17 апреля состоялось расширенное заседание бюро Якутского обкома партии с участием группы ЦК КПСС. На заседании были всесторонне рассмотрены негативные проявления среди молодежи г. Якутска и вызвавшие их причины. В принятых бюро постановлении и плане мероприятий обкома по усилению нравственного и интернационального воспитания дана принципиальная оценка случившемуся. Острой критике были подвергнуты партийные, советские, профсоюзные и комсомольские работники, руководители МВД ЯАССР и ЯГУ, виновные привлечены к партийной ответственности. Среди них - секретарь обкома партии т. Николаева С.Е., первый секретарь Якутского ГК КПСС т. Сосин С.С., первый секретарь Ярославского РК КПСС г. Якутска т. Гавриленко Т.И. Ректору университета т. Кузьмину А.И. бюро объявило строгий выговор с занесением в учетную карточку и освободило его от занимаемой должности.

Обком партии сориентировал партийные комитеты республики, дал необходимые рекомендации. Начата разъяснительная работа в трудовых коллективах, среди учащихся и студентов. Правоохранительные органы наметили и реализуют дополнительные меры по охране общественного порядка. К уголовной ответственности привлечены шесть человек, в том числе трое русских, татарин и два якута. Ведется следствие.

При подведении итогов работы группы ЦК КПСС в обкоме партии было указано на то, что возникшая в связи с событиями напряженность окончательно не преодолена и это следует учитывать.

Необходимо отметить непринципиальную позицию обкома КПСС при первоначальной оценке случившегося. В своем сообщении в ЦК КПСС 3 апреля, когда уже была ясна националистическая окраска событий, обком, квалифицировал их по существу как простое хулиганство. Полагали бы в связи с этим целесообразным провести в ЦК КПСС беседу с первым секретарем Якутского обкома КПСС тов. Прокопьевым Ю.Н.

Представляется также необходимым оказать практическую помощь местным организациям Якутской АССР по линии Академии наук СССР, Союза писателей РСФСР, Минвуза РСФСР, Министерства культуры РСФСР, а также МВД СССР. С настоящей запиской ознакомить Совет Министров РСФСР, руководство ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, КГБ СССР и перечисленных ведомств.

Зам. зав. Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС
(Н.Золотарев)
Зав. сектором Отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС
(А.Балагуров)
Зав. сектором Отдела пропаганды
ЦК КПСС (А.Роганов)
Зав. сектором Отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС (Д.Кузнецов)
Начальник отдела Управления
КГБ СССР (В.Лебедев)
"21" апреля 1986 года

Из постановлениЯ ЦК КПСС от 5 маЯ 1986 г.

/.../ Центральный Комитет КПСС постановляет:

1. Обратить внимание бюро Якутского обкома КПСС на крупные недостатки в работе по интернациональному воспитанию, приведшие к националистическим проявлением среди молодежи г. Якутска. Указать первому секретарю обкома КПСС т. Прокопьеву Ю.Н. на допущенную им беспринципность при оценке этих негативных явлений.

2. Якутскому обкому КПСС, Президиуму Верховного Совета и Совету Министров Якутской АССР, партийным, государственным и общественным организациям систематически, конкретно вести интернациональное воспитание, добиваться повышения его эффективности. Всесторонне учитывать социальные, этнические и демографические процессы, целенаправленно влиять на национальный состав трудовых и учебных коллективов. Обратить особое внимание на воспитание высокой культуры межнационального общения. Давать решительный отпор всякого рода проявлениям национализма и шовинизма, любым подстрекательским действиям, направленным на осложнения межнациональных отношений. Покончить с благодушием и беспечностью в этих вопросах. Своевременно замечать и преодолевать тенденции национальной замкнутости и ограниченности.

Всемерно поддерживать все, что направлено на упрочение братской дружбы народов, способствует их сплочению в борьбе за ускорение социально-экономического развития.

Принять меры к оздоровлению обстановки в научных и педагогических коллективах на последовательной марксистско-ленинской основе, добиваться повышения их вклада в решение задач хозяйственного и культурного строительства.

3. Отметить, что обком партии упускает из поля зрения работу с учащейся молодежью, вопросы формирования идейных и нравственных взглядов подрастающего поколения. Обратить особое внимание на воспитание подростков, повышение в этом роли семьи, школы, шефствующих коллективов. Полнее использовать возможности учреждений культуры и спорта, ведомств и организаций.

Коренным образом перестроить работу с учителями, преподавателями, мастерами, наставниками, воспитателями общежитий, настойчиво изживать в их деятельности назидательность, пустословие, штамп. Активнее опираться на первичные комсомольские организации, повышать их самостоятельность, боевитость комсомольского актива. Партийным и советским работникам, представителям правоохранительных органов, хозяйственным руководителям, деятелям науки и культуры регулярно выступать перед молодежью, давать на возникающие вопросы прямые и аргументированные ответы, по-деловому реагировать на ее нужды и запросы.

Обкому КПСС, Госагропрому СССР, Минвузу РСФСР обеспечить повышение уровня учебной, научной и воспитательной работы в Якутском госуниверситете и сельскохозяйственном институте, расширить их связи с вузовскими и научными учреждениями страны, полнее удовлетворять потребности республики в высококвалифицированных специалистах, прежде всего сферы производства. Оказать помощь в укреплении материальной базы вузов республики, улучшении бытовых условий студентов и преподавателей.

4. Обязать Якутский обком КПСС, Совет Министров Якутской АССР принять действенные меры к качественному улучшению деятельности правоохранительных органов республики, укреплению их кадрами, способными поправить дело, добиться перелома в борьбе с нарушениями общественного порядка, преступностью, пьянством и алкоголизмом. Считать неотложной задачей выявление и привлечение к труду лиц, не работающих без уважительных причин.

5. Поручить Совету Министров РСФСР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Академии наук СССР, МВД СССР, Министерству культуры РСФСР, Минпросу РСФСР, Союзу писателей РСФСР оказать практическую помощь организации Якутской АССР в выполнении задач, выдвинутых в настоящем постановлении.

6. Якутскому обкому партии доложить ЦК КПСС о проделанной работе по выполнению данного постановления к 1 января 1987 года.

СЕКРЕТАРЬ ЦК

Cекретно ЦК КПСС /8 Января 1987г./

О результатах проверки выполнениЯ постановления ЦК КПСС "О крупных недостатках в работе Северо-Осетинского обкома КПСС по идейно-политическому, интернациональному воспитанию трудящихся" в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии

В соответствии с поручением отделы организационно-партийной работы, пропаганды, административных органов ЦК КПСС проверили ход выполнения данного постановления в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии.

Постановление ЦК КПСС от 14 января 1982 года сыграло важную роль в оздоровлении морально-политической обстановки в республиках, улучшении организаторской деятельности местных партийных органов по идейно-политическому, интернациональному воспитанию трудящихся, очищении от всякого рода негативных явлений.

Вместе с тем установлено, что в последние годы в работе многих партийных комитетов по выполнению постановления ЦК КПСС произошел заметный спад, проявляется переоценка достигнутых результатов, притупилась острота и принципиальность при рассмотрении просчетов в воспитании людей.

В 1984-1986 годах зарегистрировано свыше ста националистических проявлений. Среди них избиения и убийства на почве неприязненных отношений между ингушами и осетинами, осквернение русских кладбищ, хулиганские действия по отношению к сельской интеллигенции некоренных национальностей. Многие такие факты партийными органами расцениваются как случайные и остаются без соответствующего реагирования. В Чечено-Ингушском обкоме, например, не вызвал обеспокоенности тот факт, что за последние годы количество учителей русской национальности сократилось почти на 300 человек, из направляемых в республику медицинских работников половина вынуждена уезжать, не проработав и года.

В Назрановском и Малгобекском районах Чечено-Ингушетии, Пригородном районе Северной Осетии продолжает усиливаться в ряде трудовых коллективов однородность национального состава. В некоторых населенных пунктах все еще действуют раздельные школы для детей по национальному принципу. Дальше разговоров об этих ненормальных явлениях дело не идет.

По-прежнему допускаются существенные недоработки в патриотическом воспитании молодежи, подготовке ее к службе в Вооруженных Силах СССР. Хотя в республиках и сделали необходимые выводы из фактов беспорядков, допущенных в воинском эшелоне, следовавшем маршрутом Батайск-Мары, многие призывники о служившемся судят понаслышке и не всегда правильно. В ходе весеннего призыва в военкоматы не явились около 200 человек. Более 17 процентов призывников не имеют среднего образования, каждый пятый не является членом ВЛКСМ, каждый второй не сдал нормы ГТО. Возросло число юношей, освобожденных от призыва по состоянию здоровья.

Обкомы партии, партийные комитеты на местах проявляют неоправданное благодушие в вопросах борьбы с религиозными пережитками. Они недооценивают влияние религии и в первую очередь ислама на молодежь, а это влияние по-прежнему велико. Из 400 опрошенных студентов Чечено-Ингушского университета и педагогического института почти 80 процентов отметили, что соблюдают религиозные обряды и праздники, каждый третий назвал себя верующим. О приверженности к исламу заявили в беседе учащиеся 10 класса Октябрьской школы. Часть учителей Тарской средней школы считает атеистическую работу ненужной или бесполезной. Не занимают воинствующей позиции по отношению к подобным явлениям обкомы ВЛКСМ, комсомольские организации.

Не дается решительного отпора попыткам религиозников управлять семейно-бытовыми отношениями. Среди ингушей, особенно в мюридских общинах, участились призывы не родниться с осетинами. Более половины браков лиц чеченской и ингушской национальностей заключается по шариату. Ежегодно в органах загса устанавливается отцовство свыше четырех тысяч детей, родившихся от подобных неузаконенных связей. С 1982 года были похищены и выданы замуж более 100 учениц 7-9 классов. В состоянии кровной вражды находится свыше 60 тейповых групп. За последние два года на этой почве совершено три убийства. Опасная конфликтная ситуация сложилась между враждующими тейпами Яндиевых и Хадзиевых-Албаковых, проживающих на границе автономных республик.

Причин живучести религии в республиках много, но главные - это лояльное отношение руководящего актива к деятельности религиозников, а также отсутствие серьезной индивидуальной работы с маловоспитанными, запущенными людьми.

Многие руководители - коммунисты из коренных национальностей, их семьи участвуют в различных обрядах, не пытаются ломать религиозные обычаи, то есть фактически уклоняются от участия в атеистической работе. В Чечено-Ингушской АССР, например, для подвоза паломников к "святым местам" ежегодно выделяются десятки служебных легковых автомашин и автобусов. До сих пор местные органы в решении вопросов прибегают к помощи религиозных авторитетов (разрешение споров между семьями, привлечение людей на сельхозработы, субботники).

Проведение атеистической работы осложнилось и в связи с тем, что в последние годы секретарями райкомов КПСС по идеологии избраны преимущественно женщины.

В республиках остается сложной оперативная обстановка. В Чечено-Ингушетии резко снизилась раскрываемость преступлений, в том числе краж - до 54 процентов. Большая часть преступлений совершается с использованием боевого оружия. В Северной Осетии растет групповая преступность. Не произошло коренного поворота в преодолении пьянства и алкоголизма, по-прежнему много пьяных на улицах, около ресторанов, гостиниц и в других общественных местах.

Чрезвычайно острой стала проблема борьбы с наркоманией. Число лиц, состоящих на учете, удвоилось и превысило средний союзный уровень в Северной Осетии в 5, а в Чечено-Ингушетии в 3 раза. Вместе с тем органами внутренних дел республик не выявлено ни одного нарушителя, занимающегося сбытом наркотического сырья.

Обкомы партии не предъявляют должной требовательности к административным органам за сокращение и предотвращение правонарушений, слабо привлекают трудовые коллективы, общественность для создания широкого и наступательного фронта борьбы за укрепление общественного правопорядка.

В Чечено-Ингушетии получает распространение такое социально опасное проявление, как использование наемного труда в хозяйствах лиц коренных национальностей. Только в Ачхой-Мартановском, Сунженском и Шалинском районах выявлено 65 так называемых батраков. Среди них - алкоголики, ранее судимые, без определенного места жительства. Все они, как правило, завозятся нанимателями из других регионов страны. У Эктумаемых, например, для ухода за личным подворьем, насчитывающем до 500 овец, 27 голов крупного рогатого скота, 29 лошадей, использовались Абрамов, Александров и Соболев. В личном хозяйстве Хашиевых - Павлов из Краснодарского края и Котов из Горького, у Хариковых - неоднократно судимые Костенков и Бондарюк. Такие лица содержались даже в хозяйствах секретаря партийной организации, депутата Ореховского сельсовета т. Хачукаевой, завхоза школы т. Мурадова.

Неединичны факты самовольного захвата земли, строительства домов-дворцов, хищений сельскохозяйственной техники. В последние годы только в Веденском районе у неработавших граждан обнаружено в личных хозяйствах 13 тракторов. И хотя лица, использующие наемный труд, государственную технику, имеющие огромные стада и отары, не делают из этого секрета, местные Советы остаются в роли сторонних наблюдателей. Не было дано принципиальной оценки и при рассмотрении аналогичных фактов на бюро Чечено-Ингушского обкома в апреле 1986 года.

В автономных республиках по-прежнему значительная часть населения не занята в общественном производстве, что отрицательно сказывается на морально-политической, нравственной обстановке. Почти 30 тысяч лиц коренных национальностей в Чечено-Ингушетии и более 10 тысяч в Северной Осетии ежегодно неорганизованно выезжают за пределы республик на сезонные работы. В то же время предприятия промышленности и строительные организации испытывают потребность в рабочих кадрах общей численностью до 7 тысяч человек. Загрузка имеющихся мощностей на заводах строительных материалов, в консервном производстве составляет от 44 до 69 процентов. Не проявляется должной заботы об организации вторых и третьих смен. Разработанная а Чечено-Ингушетии обстоятельная программа вовлечения населения в общественное производство не была подкреплена энергичной работой партийных, советских, хозяйственных органов и пока мало что дала.

Доля трудоспособного населения, не занятого в общественном производстве, практически не сокращается и составляет в Северной Осетии почти 13, а в Чечено-Ингушетии 25 процентов, что в 2,5 раза больше, чем в среднем по стране. Эта категория людей оказывается за рамками идеологического, общественного воздействия.

Обкомы партии, советские органы республик не проявляют настойчивости в формировании рабочего класса из числа местных национальностей. Сокращается их численность в материальном производстве, и, наоборот, увеличивается прослойка в торговле и бытовом обслуживании. В то время как в общей численности трудоспособного населения Чечено-Ингушской АССР удельный вес лиц коренных национальностей составляет 62 процента, среди промышленно-производственного персонала их менее трети, а в торговле - более 70 процентов. Лиц коренных национальностей значительно меньше на инженерно-технических факультетах (например, в горно-металлургическом и нефтяном институтах - 37 процентов), но как и прежде, они преобладают на гуманитарных факультетах (в университетах - от 63 до 80 процентов). Аналогичная картина в техникумах и профессионально-технических училищах. Все это усугубляет решение задачи более полного вовлечения осетин, чеченцев и ингушей в материальное производство.

Несмотря на острую критику, содержащуюся в постановлении ЦК КПСС от 14 января 1982 года, обкомы партии не сумели по-настоящему вовлечь в политическую работу в массах руководящий актив. Особенно плохо используются возможности единых политдней. От руководства группами докладчиков партийных комитетов устранились первые секретари. В обкомах, горкомах и райкомах партии нет системы учета задаваемых населением вопросов, критических замечаний и просьб, а также контроля за реагированием на них.

Все это приводит к росту обращений населения республик в центральные органы. В них остро ставятся вопросы кадровой политики, представительства в руководящих органах всех национальностей. За 9 месяцев 1986 года из Чечене-Ингушетии в ЦК КПСС поступило более 3,5 тысячи писем, почти столько же, сколько в областной комитет партии. В 2,5 раза больше, чем за весь 1985 год, получено жалоб по вопросам идеологической работы. Поступает немало писем и из Северной Осетии. Сложившееся положение является следствием не всегда глубокого и принципиального рассмотрения обращений трудящихся аппаратами обкомов КПСС.

В преодолении имеющихся недостатков и упущений слабо используются критика и самокритика, расширение гласности. В докладах на пленумах, активах, партийных собраниях редко вскрываются причины негативных явлений, не называются лица, виновные в провале работы. За последние полтора года на пленумах Чечено-Ингушского обкома партии ни разу не прозвучала критика в адрес бюро, секретарей, заведующих отделами обкома.

Особую обеспокоенность вызывает то, что местная печать помешает мало острых статей; преобладают материалы пассивные, безликие, особенно их много в районных и многотиражных газетах. Плохо с действенностью печати. В 1986 году осталось без ответа каждое третье критическое выступление республиканских газет. Не изжиты факты, когда стремление журналистов обнажать недостатки наталкиваются на открытое сопротивление руководителей. Так, в августе прошлого года по указанию первого секретаря Наурского райкома партии т. Карагичевой из сверстанного номера районной газеты была снята статья "Червоточина в авторитете" о недостойном поведении директора совхоза "Советская Россия", покровительстве ему руководителей района. Но и по прошествии двух месяцев этот факт так и не был рассмотрен в Чечено-Ингушском обкоме партии. Обком КПСС не предъявляет должной требовательности к печатным органам за тщательный отбор информации. Только за последние 2 месяца со страниц газеты "Грозненский рабочий", например, выражено соболезнование 4 лицам, ранее судимым, сообщено о кончине 11 лиц, совершивших в прошлом уголовные преступления. Недостаточная острота и слабая действенность местных газет во многом объясняется тем, что их редакторы не являются членами бюро партийных комитетов.

Вопреки требованиям ЦК КПСС Северо-Осетинский и Чечено-Ингушский обкомы партии не повернули руководящие кадры к активному и инициативному решению социальных вопросов. Они по-прежнему слабо занимаются улучшением условий труда и быта людей, редко бывают в жилых домах, общежитиях, столовых, магазинах. В запущенном состоянии находятся общежития Садонского рудника, Северо-Осетинского управления строительства, хлебозавода # 2, г. Орджоникидзе, некоторые студенческие. В них отсутствовала горячая и даже холодная вода, не были оборудованы кухни, в антисанитарном состоянии находились буфеты, жилые комнаты. Неприглядный вид имеют многие продовольственные магазины, особенно в сельской местности, некоторые рабочие и студенческие столовые г. Орджоникидзе.

Со стороны руководящих органов Северо-Осетинской АССР проявляется невнимательное отношение к населенным пунктам, где преимущественно живут ингуши и кумыки. В этих селах хуже развита материальная база учреждений культуры, народного образования, сферы обслуживания. Руководители республиканского и районного звена редко встречаются с их жителями. В селении Хурикау Моздокского района, селе Тарском Пригородного района, несмотря на многочисленные решения местных органов, до сих пор нет детских дошкольных учреждений, отсутствуют предприятия службы быта. В кумыкском селе Кизляр на 7 тысяч жителей нет клубного учреждения.

В Чечено-Ингушетии в прошлом году выпуск товаров народного потребления снизился на 14 процентов. Лишь наполовину освоены средства, выделенные на строительство детских дошкольных учреждения, больниц и поликлиник.

Серьезным пороком, поразившим различные уровни руководства республик, трудовых коллективов, является стремление выдать необъективную информацию, приукрасить истинное положение дел. Многие партийные работники постоянно отмечали проводимую "значительную работу", ссылаясь не на реальные результаты, а на многочисленные планы мероприятий, совещания, собрания, лекции и т.д.

О результатах проверки информированы бюро обкомов КПСС.

Отдел организационно-партийной работы ЦК КПСС
Отдел пропаганды ЦК КПСС
Отдел административных органов
ЦК КПСС

Постановление Секретариата ЦК КПСС от 17 Января 1991 г. Секретно
О телеграмме Президента Азербайджанской ССР, первого секретарЯ ЦК Компартии Азербайджана т. Муталибова А.Н.

1. Согласиться с предложениями, изложенными в записке Отдела национальной политики ЦК КПСС (прилагается).

2. Просить вице-президента СССР т. Янаева Г.И. войти с предложением о рассмотрении телеграммы Президента Азербайджанской ССР, первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана т. Муталибова А.Н. на заседании Совета Федерации.

Послано: тт. Горбачеву, Шенину, Янаеву, Гиренко, Михайлову.

Секретно
Приложение
О телеграмме Президента Азербайджанской ССР, первого секретарЯ ЦК КП Азербайджана т. Муталибова А.Н.

В телеграмме Президента Азербайджанской ССР, первого секретаря ЦК Компартии республики т. Муталибова А.Н. (# 19/ш) дается оценка общественно-политической ситуации в Азербайджане, указывается, что в немалой степени ее обострению способствуют притязания республики Армения на НКАО.

В телеграмме обращается внимание на накопление большого количества оружия в руках легализованных Верховным Советом Армении собственных вооруженных формирований, указывается на возможность дальнейшей эскалации конфликта.

Среди армянского населения НКАО упорно распространяются слухи, поддерживаемые некоторыми народными депутатами СССР от НКАО, о возможном введении в области в ближайшее время президентского правления.

Тов. Муталибов А.Н. предлагает ряд мер, по его мнению, крайне необходимых для нормализации обстановки в Азербайджанской ССР.

- Верховному Совету СССР принять специальное заявление по оценке ситуации, сложившейся в НКАО, что позволит развеять слухи о возможном введении в области президентского правления;

- Министерству обороны, МВД и КГБ СССР незамедлительно осуществить в регионе совместно с республиканскими органами Армении и Азербайджана специальную операцию по разоружению незаконных вооруженных формирований;

- Прокуратуре СССР вынести персональные предостережения лицам, виновным в разжигании межнациональной розни. Министерству юстиции и МВД СССР разработать нормативные акты по ужесточению ответственности за эти действия;

- Верховному Совету СССР рассмотреть и принять решение (нормативный подзаконный акт) об ответственности народных депутатов всех уровней за разжигание межнациональной розни;

- рассмотреть на совещании у Президента СССР или в рамках Совета безопасности ход выполнения закона о правовом режиме чрезвычайного положения в НКАО и г. Баку;

- поручить МВД и Прокуратуре СССР ускорить расследование преступлений на межнациональной почве в НКАО;

- заслушать в Верховном Совете СССР отчеты руководителей, которым соответствующим постановлением от 5 марта 1990 г. поручалось разобраться по целому ряду вопросов, в том числе о событиях 20 января 1990 г., повлекших за собой человеческие жертвы.

Представляются аргументированными выводы т. Муталибова А.Н. о том, что дальнейшее развитие событий может привести к широкомасштабному вооруженному столкновению между Азербайджаном и Арменией, серьезной дестабилизации в Азербайджане, а в конечном счете захвату власти экстремистскими кругами НФА. Вполне вероятным может стать, что в случае непринятия экстренных мер новый состав Верховного Совета Азербайджанской ССР примет решение о создании национальной армии, ликвидации автономии НКАО, об отказе от подписания нового Союзного договора. Самым серьезным образом будут подорваны позиции Компартии Азербайджана, ее авторитет, завоеванный на выборах в Верховный Совет республики.

Поддерживая в основном предложения т. Муталибова А.Н., полагали бы возможным на ближайшем заседании Совета Федерации рассмотреть весь блок поднятых в телеграмме вопросов в контексте хода выполнения Постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года "О мерах по нормализации обстановки в Нагорно-Карабахской области", а также Указа Президента СССР от 25 июня 1990 г "О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения".

Проект постановления ЦК КПСС прилагается.

Зав. отделом национальной политики ЦК КПСС В.Михайлов
11 января 1991 г.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Селедка в чае

Селедка в чае

Леонид Жуков

Разговор на кухне о клевете между мойкой и холодильником

0
264
Безопасность Америки превыше всего

Безопасность Америки превыше всего

Владимир Иванов

Вашингтон решил оставить своих союзников один на один с террористами

0
2860
Зло в одеждах невинности

Зло в одеждах невинности

Ольга Рычкова

105 лет со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе Альбера Камю и 85 лет со дня вручения этой награды Ивану Бунину

0
2762
За Россию – вне России

За Россию – вне России

Виктор Леонидов

Иконописец и «пропагандист» русского искусства Евгений Климов

0
978

Другие новости

Загрузка...
24smi.org