![]() |
|
Вячеслав Лейкин. Нет счастья в жизни: Рассказы, зарисовки.– СПб.: Геликон Плюс, 2014. – 192 с. ISBN 978-5-93682-931-4
Проза поэта. Рассказы и записные книжки – заметки за 12 лет с 1990 по 2012 год, озаглавленные «Амбарная книга» и снабженные пояснением: «Свидетельства, догадки, извлечения, сопоставления, слухи, комментарии и прочие издержки бесконечного и чаще всего бесполезного процесса самоидентификации». Уже остроумно. Дальше – больше: «Барышня-битломанка, заполняя очередную анкету, в графе «пол» машинально написала: «Маккартни». Или: «В отношениях с женщиной всегда старался быть мужчиной и от этого выглядел дураком». Или вот диалог: «Учительница: У них там человек человеку волк. А у нас? Ученик: А у нас зайчик». А вот остроумный неологизм: «Ретроспектабельный – постаревший, но неутративший». Рассказы так же остроумны и по-философски задумчивы. И коротки. И невероятно точны в каждой фразе: «прибой ровно шумел, имитируя бесконечность», «девица готовилась в старухи», «загорелая женщина неуловимых лет». Читать их невероятно легко и быстро. Потом, конечно, по желанию можно долго размышлять.
![]() |
|
Дмитрий Шестаков. Упрямый классик: Собрание стихотворений (1889–1934)/ Сост. и посл. В.Э. Молодякова. – М.: Водолей, 2014. – 352 с. (Серебряный век. Паралипоменон). ISBN 978-5-91763-221-6
Поэтическое собрание Дмитрия Петровича Шестакова (1869–1937) не случайно открывается стихотворением «А.А. Фету» («Твой ласковый зов долетел до меня,/ И снова душа пробуждается, –/ Ей тихое счастье весеннего дня,/ Ей вешняя ночь открывается.// Там нежные звезды плывут и дрожат,/ Волна их качает пустынная…»): именно Афанасий Афанасьевич, познакомившись с пробами пера начинающего автора, в 1891 году порекомендовал Шестакову выпустить отдельный сборник. Однако современники Дмитрия Петровича знали его не как поэта, а как классического филолога, критика, переводчика античной литературы. В представленном издании «с возможной полнотой», как сказано в аннотации, «собрано оригинальное поэтическое наследие», около 200 стихотворений напечатаны впервые.
![]() |
|
Владимир Бибихин. История современной философии (единство философской мысли). – СПб.: Владимир Даль, 2014. – 398 с. (Слово о сущем). ISBN 978-5-93615-138-5
Книга представляет собой опубликованный курс лекций, который философ, филолог, переводчик Владимир Вениаминович Бибихин (1938–2004) читал в Институте философии, теологии и истории св. Фомы в 2002 и 2003 годах. Предмет курса – по возможности разобрать «ответ ведущей европейской и отечественной мысли на вызов современности», цель – «участие в искании путей жизни для современности, насколько оно ведется философией», задача – «чтобы здесь и теперь, в московских условиях начала третьего тысячелетия по Рождеству Христову, продлилась работа по осмыслению действительности». В программу вошли лекции по Гегелю и гегельянству, позитивизму и кантианству, Шопенгауэру и Ницше, феноменологии и постмодернизму…
![]() |
|
Сергей Шокарев, Дмитрий Ястржембский. Дом Гоголя. – М.: Москва наций, 2014. – 316 с. ISBN 978-5-906622-10-5
Издание посвящено истории «Дома Гоголя» – московской усадьбы Талызиных и Толстых на Никитском бульваре, 7а, тесно связанной с именем Николая Васильевича Гоголя: здесь он писал второй том «Мертвых душ» и сжег рукопись в камине, переживал любовную драму, духовный кризис и болезнь, от которой здесь же и скончался. «...Не многие историко-архитектурные памятники могут похвастаться не просто связью с великими писателями, но такой ролью в их судьбе, таким участием в самых драматических моментах их жизни…» – отмечено в авторском предисловии. Книга состоит из двух разделов. Первый – «Дом и писатель: последняя квартира Н.В. Гоголя», в котором историки и писатели Сергей Шокарев и Дмитрий Ястржембский рассказывают о «Районе и квартале: истории застройки», «Утаенной любви», «Смерти Гоголя» (названия глав)… Второй – «Гоголевская Москва в очерках современников» – включает произведения самого Гоголя, Виссариона Белинского, Петра Кропоткина и др.
![]() |
|
Александр Журбин. Моя история музыки, или Музыкальные перекрестки. – М.: Галерия, 2014. – 280 с. ISBN 978-5-904170-24-0
«Эта книга началась давным-давно, более 40 лет назад, когда я, сам не зная почему, написал статью «Полистилистика и коллаж в музыке». Это был примерно 1970 год, тогда я учился в аспирантуре Ленинградской консерватории как музыковед… Темой моей диссертации были симфонии Малера, и статья о полистилистике никак не входила в мой академический план», – так начинает экскурс в «музыкальную историю» композитор Александр Журбин (р. 1945). В основу издания легла его авторская программа «Музыкальные перекрестки» на радио «Орфей». Как и радиопередача, книга рассчитана больше на меломанов-любителей, нежели на профессионалов. Слушатели, а теперь и читатели, узнают о «Цитировании в литературе и в музыке», «Племени молодом», «Моем первом зеркале – Сене…» (названия глав), встретятся с Яном Сибелиусом, Игорем Стравинским и другими именами, о которых можно сказать начертанными на памятнике Элиоту словами: «Язык умершего гения – это язык пламени, более мощный, чем язык живых».