0
1337
Газета День в Истории Интернет-версия

23.03.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 23 марта

Тэги: история, искусство, литература


история, искусство, литература Эрих Голлербах олицетворял культуру как упорядоченность мира.
Портрет кисти А.Я.Головина

Описать мир – сокровенная мечта человечества (во всяком случае той его части, которая формирует нашу общую базу данных). Инстинкт познания, помноженный на страсть к систематизации. Чтобы эта мечта сбылась, надо все сущее в нашей Вселенной отразить в какой-нибудь форме – сжатой, но полной и верной подлиннику.

Изобретение фотографии, казалось, открыло путь к точной каталогизации всего и вся – по крайней мере в принципе. 23 марта 1841 года лондонец Ричард Биэрд открыл первое в Европе фотоателье, и воспринималось это тогда, наверное, как «остановись, мгновенье». Можно было при желании и воспарить, погрезить о мире-двойнике, миниатюрной копии с оригинала.

В те времена, с торжеством классической механики, утвердилось представление, что мир строен, ясен и устойчив. Небесная гармония. И дело здесь не в богословии, а в космогонии. Родившийся 23 марта 1749 года Пьер-Симон Лаплас (ум. 1827), французский математик, физик и астроном, чуть ли не в первой же своей работе обратился к исследованию устойчивости Солнечной системы. И доказал, что планетные орбиты в ней устойчивы, а расстояния от планет до Солнца испытывают лишь периодические колебания. Потом все это вошло в главный труд Лапласа; он его озаглавил термином «Небесная механика», который придумал сам. Всеобъемлющая картина мира была, таким образом, явлена миру. Ученый даже предложил мысленный эксперимент с участием воображаемого существа (потом оно было названо «демоном Лапласа»), которое знает положения и скорости всех частиц в мире, а из этого однозначно следует все, что будет в нем происходить впредь. В детерминистском лапласовском мироздании такое в принципе возможно.

Конечно, сегодня такие притязания смотрятся забавно. Да и то сказать, Лаплас не утруждал себя скрупулезными выкладками, за которыми читатель мог бы повторить весь ход рассуждений. «Легко видеть, что...» – вставлял автор риторическую фразу и перепрыгивал через десяток пунктов. Но самое существенное, что всем исследованиям Лапласа присуща фундаментальная черта – итоговость. Подводилась черта под целой эпохой развития науки. А что будет потом? Разве что-то сдвинется с мест? Ведь все так хорошо и слаженно, все подтверждается практикой.

Нет, в верхоглядстве Лапласа не упрекнешь. Наполеон Бонапарт назначил его министром внутренних дел, но через шесть недель отправил его в отставку, потому что тот внес в практику управления «дух бесконечно малых». Кропотливый учет фактов был налицо, а всезнание в духе того самого демона человеку не под силу. В конце концов, и сам Лаплас сказал: «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно».

В физике гармоничная картина мира осталась в трудах плеяды ученых от Ньютона до Лапласа и Максвелла. В художественной литературе ее самый классический (во всех смыслах этого слова) пример дал Толстой. За ним пытались пойти другие, и вроде бы многое им удавалось, но миг равновесия всегда уходит быстро и безвозвратно. Романистом, учившимся у Толстого, был французский прозаик, лауреат Нобелевской премии 1937 года Роже Мартен дю Гар. Он родился 130 лет назад, 23 марта 1881 года (ум. 1958). Он, собственно, за писательство-то и взялся под впечатлением от «Войны и мира».

Но вот что характерно: в его книгах не только и даже не столько следование классическому примеру, сколько рефлексия о попытках такого следования. Дело не только в непосильности замысла; в конце концов, Толстой тоже был земной смертный человек, а не «демон Лапласа». Но в романе «Жан Баруа» – это 1913 год, канун Первой мировой, – у Мартен дю Гара уже есть мотивы, пришедшие в литературу после нее, с «потерянным поколением». Мир еще не рухнул, а интеллектуалы чувствуют себя не у дел, и горький осадок остался от «дела Дрейфуса», показавшего патриотические умы и нравы во всей красе.

Главной книгой Мартен дю Гара стал роман «Семья Тибо» (1922–1940). История семьи, но прежде всего история личности. О «независимости личности, которая избегает соблазна фанатичных идеологий и сосредоточена на самопознании», писатель говорил в Нобелевской речи. Но, как ни было все это мне симпатично, не могу обойти простой, «арифметический» факт: роман этот – из восьми томов. Вы можете себе представить сегодняшнего читателя, который это прочтет ранее, чем выйдет на пенсию? Я – нет. И интенсивность современной жизни, и информационные нагрузки в ней не те, что в толстовские времена. С солженицынским «Красным колесом» во многом сходные проблемы.

А писательская техника Мартен дю Гара достойна внимания. Он, между прочим, был архивист по образованию. Это помогало ему включать исторические документы в художественное целое, приучало к достоверности. И здесь есть повод сказать о тесно связанной с архивным делом науке – библиографии – и одном из ее выдающихся деятелей в России. Тем более что дебютом его в печати стала в 1915 году статья с программным названием «Ценность индивидуализма», созвучным речи Мартен дю Гара.

Эрих Голлербах, родившийся 23 марта 1895 года, не был, впрочем, хранителем книжных собраний и составителем каталогов. Он был выдающийся искусствовед и критик – художественный и литературный; вообще – универсал, что являлось нормой в русском Серебряном веке. А кроме того, он был уроженец Царского Села. «Отечество нам Царское Село»... И тут надо иметь в виду, что этот город, куда в год смерти Пушкина провели первую нашу железную дорогу, был, может быть, самым европейским уголком России. Самым благоустроенным, возделанным в культурном смысле. Понятно, что это фасад, императорская резиденция. Но даже такая малая площадка принесла плоды. Голлербах, со своей царскосельской культурой, писал о художниках и поэтах, изучал историю гравюры и литографии, писал стихи. В 1933-м был арестован, но вскоре оправдан. А умер в 1942 году в Вологде, заболев по дороге в эвакуацию. В каталоге судеб одна из множества строк.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1319
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1258
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1495
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1230

Другие новости