0
1033
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.10.2001 00:00:00

Бюджет-2002: Реляции и действительность

Тэги: бюджет, экономика


В ЛЮБЫХ общественных формациях экономика не может эффективно функционировать, если она не служит - прямо или косвенно - своему естественному назначению: удовлетворению потребностей человека, росту доходов и национального благосостояния. Поэтому совершенно справедливо, что основными задачами бюджетной политики в 2002 г. в Бюджетном послании президента названы поддержание устойчивых темпов экономического роста и снижение социального неравенства. Другими словами, выгоды от экономического развития страны должны получать все, а не только элитные слои общества.

Как эти задачи отражены в бюджете-2002?

По всем СМИ прошли победные реляции правительства о необыкновенной привлекательности бюджетных проектировок в социальной сфере, о запланированном росте расходов на образование и здравоохранение, культуру и искусство.

Между тем в заключении, подготовленном Счетной палатой Российской Федерации на проект федерального бюджета 2002 г. в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, делается несколько иной вывод.

Анализ соотношения расходов федерального бюджета на социальные нужды с другими расходами показывает, что эта сфера по-прежнему выступает в роли пасынка. Относительное сокращение социальных расходов при их декларируемом абсолютном увеличении свидетельствует о продолжающейся практике финансирования социальной сферы по остаточному принципу.

Так, удельный вес расходов на социальную сферу и науку, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", составляет 17,8% от общих расходов бюджета, а проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено 16,4%. При этом доля в федеральном бюджете таких разделов, как "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", "Здравоохранение и физическая культура", "Социальная политика", сокращается.

Расчеты показывают, что обещанное правительством увеличение заработной платы в 1,89 раза работникам бюджетной сферы реально обернется в лучшем случае 40-процентным ее приростом. Чтобы почти в 2 раза повысить оплату труда врачей, учителей, научных сотрудников и других людей, получающих зарплату из бюджета, заложенных в проекте федерального бюджета средств явно недостаточно.

На предстоящий год ассигнования по разделу "Социальная политика" предусмотрены в сумме 406,3 млрд. руб., что в 3,8 раза больше, чем было утверждено на 2001 г. Но что скрывается за этим увеличением?

Прежде всего отметим, что претерпела существенные изменения структура самого раздела "Социальная политика". Так, в этом разделе по подразделу "Социальная помощь" отражено сквозное перечисление в бюджет Пенсионного фонда единого социального налога в сумме 257,5 млрд. руб. для выплаты базовой части трудовой пенсии. А это 63% от расходов, предусмотренных на оказание социальной помощи. В федеральном бюджете 2001 г. этих расходов не было, следовательно, говорить об увеличении на 257,5 млрд. руб. социальной помощи населению по меньшей мере некорректно. Также по подразделу "Социальная помощь" в 2002 г. будут финансироваться расходы по возмещению вреда инвалидам чернобыльской и других радиационных катастроф, расходы по преодолению последствий аварий и катастроф, проходившие в предыдущих бюджетах по другим подразделам.

Из раздела "Социальная политика" исключен подраздел "Молодежная политика", расходы по которому в сумме 106,9 млн. руб. учтены в разделе "Образование". Средства, выделяемые на реализацию молодежной политики, остались практически в прежних объемах (с учетом индекса-дефлятора), только отражаются они в бюджете в других строчках.

В качестве положительных моментов по разделу "Социальная политика" можно было бы отметить тот факт, что на финансирование учреждений социального обеспечения и службы занятости в 2002 г. предусматривается направить 3,9 млрд. руб. - на 30% больше ассигнований, утвержденных на 2001 г. Однако данное увеличение связано в основном с индексацией заработной платы работников социальной сферы.

А вот финансирование мероприятий активной политики занятости населения обеспечивается не в полной мере. Более того, эти расходы в последние годы снижаются: с 6,1 млрд. руб., утвержденных на 2000 г., до 1,7 млрд. руб., предусматриваемых на 2002 г.

Между тем в течение 2002-2004 гг. ожидается уникальная возможность для экономического роста: в связи со вступлением в трудоспособный возраст поколения, родившегося в середине 80-х гг., увеличится численность экономически активного населения. Следовательно, было бы целесообразно предусмотреть ассигнования на активную политику занятости населения не ниже уровня 2001 г. Недооценка значимости указанного фактора может привести к негативным социальным последствиям и увеличит нагрузку на бюджет 2003 г.

Таким образом, если привести расходы по разделу "Социальная политика" бюджета на 2002 г. в сопоставимые условия с утвержденными показателями бюджета-2001, то их доля в общих расходах федерального бюджета уменьшается с 8,94% до 7,95%. Это никак не свидетельствует о повышении социальной направленности федерального бюджета на 2002 г.

По-прежнему самой социально незащищенной частью населения остаются граждане пожилого возраста. Федеральная целевая программа "Старшее поколение" принята с целью оказания помощи пожилым людям в решении наиболее острых проблем. Однако помимо того, что программа постоянно недофинансируется, проектом бюджета предусмотрено уменьшение объемов ее финансирования на 18,1% по сравнению с 2001 г.

Аналогично сокращаются по сравнению с 2001 г. объемы финансирования программ "Дети-инвалиды" (на 26,8%) и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (на 43,3%). В то же время анализ статистических данных показывает, что из года в год ситуация с детьми-инвалидами и детской безнадзорностью не улучшается. Расходы на финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании детей и подростков определены в сумме 502 млн. руб., что на 98 млн. руб. меньше расходов, которые значатся в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2001 год". Обоснования такого уменьшения в материалах к проекту федерального бюджета не представлены.

В материалах к проекту федерального бюджета на 2002 г. правительство подчеркивает, что "наращивание инвестиций в человеческий капитал - образование и здоровье граждан, науку и культуру" стало основой формирования расходов на социальную сферу.

Да, действительно, расходы проекта федерального бюджета на 2002 г. по разделу "Образование" впервые имеют столь ярко выраженный социальный приоритет: предусматриваемые объемы финансирования превышают вложения в национальную оборону. Наконец-то правительством сделан шаг к восстановлению интеллектуального богатства нашего общества. Однако тот факт, что расходы на образование формировались в условиях отсутствия норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования, сыграл с правительством плохую шутку.

Проект федерального бюджета не обеспечивает бюджетными ассигнованиями ряд концептуальных проблем образования.

Так, Федеральной программой развития образования предусматривается ежегодное включение в ведомственную структуру расходов Минобразования России на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не менее 20% от общей суммы расходов по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". В проекте данное требование не выполнено.

Расходы на стипендии предусмотрены в проекте бюджета без учета их повышения, то есть сохраняется их крайне низкий уровень - всего лишь 5-14% от прожиточного минимума трудоспособного населения и значительно ниже устанавливаемого на 2002 г. минимального размера оплаты труда.

Здравоохранение. В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" расходы по разделу "Здравоохранение и физическая культура" определены в сумме 30,7 млрд. руб., или на 38,2% больше по сравнению с расходами, утвержденными на 2001 г.

Между тем анализ показывает, что предусмотренные объемы бюджетных ассигнований не обеспечат финансирование системы здравоохранения в достаточных для сохранения и улучшения здоровья населения размерах. Так, их доля по сравнению с бюджетом 2001 г. по отношению к ВВП практически не изменилась - 0,29%. При этом в общей структуре расходов федерального бюджета по сравнению с 2001 г. она уменьшается с 1,86% до 1,64%.

Основными проблемами, стоящими перед здравоохранением, по-прежнему остаются высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения.

С 1995 г. наметилась тенденция к улучшению этих показателей, но позитивные изменения были минимальными. В 1999-2000 гг. ситуация вновь заметно обострилась. Выросли показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней, болезней органов дыхания. Продолжает ухудшаться здоровье женщин и детей, что должно вызывать у правительства особую озабоченность в связи со сложной демографической ситуацией в Российской Федерации.

Однако расходы на здравоохранение определены "от достигнутого": за основу расчетов предельных объемов бюджетного финансирования приняты утвержденные показатели 2001 г., скорректированные на рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы в 1,6 раза и индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза. При этом расходы на питание, приобретение медикаментов и прочие материальные расходы не индексировались. Правда, в ходе согласования в Минфине России объемов бюджетного финансирования ряду министерств и ведомств расходы по отдельным предметным статьям были увеличены. Так, например, на 31,3% были увеличены расходы на питание Минздраву России. Но и с учетом этого стоимость среднесуточного набора продуктов для одного больного составит всего лишь 43,3 руб.

Анализ программной части проекта федерального бюджета показывает, что по разделу "Здравоохранение и физическая культура" на выполнение программных мероприятий предполагается направить 2,1 млрд. руб., или на 56,3% больше, чем в 2001 г. При этом на реализацию федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" предусматривается ассигновать 16,1 млн. руб., то есть тот объем, который был определен паспортом программы еще в 1998 г.

Учитывая ежегодную тенденцию к росту заболеваемости населения Российской Федерации отдельными инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, а также значительный рост потребительских цен за 1998-2001 гг., необходимо увеличить объем финансирования указанной программы в 2-2,5 раза.

Наука. Несмотря на неоднократно подчеркиваемую президентом приоритетность финансирования науки, проект федерального бюджета на 2002 г. предусматривает сокращение государственной поддержки научно-технического потенциала страны.

Намечено выделить в 2002 г. на финансирование расходов по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" 29,4 млрд. руб., или 1,57%, к общим расходам федерального бюджета, что на 0,28% ниже, чем в 2001 г.

Впервые с 1992 г. нарушено сложившееся соотношение между фундаментальными и прикладными исследованиями. Если в 2001 г. доля затрат на фундаментальные исследования составляла 48,4%, то в 2002 г. она равна 52,3%. В проекте федерального бюджета заложено снижение государственного стимулирования инновационной деятельности, уменьшение государственного влияния в согласовании интересов различных секторов науки и промышленности.

Связанные с научными исследованиями расходы федерального бюджета - приобретение материалов, реактивов, научного оборудования, экспедиции, издание научных трудов и т.п. - сохраняются на уровне 2001 г., что означает их сокращение не только в относительном (по доле в составе общих расходов), но, с учетом инфляции, и в абсолютном выражении.

Одной из актуальных проблем научно-технической политики на протяжении всего периода реформ остается необходимость формирования эффективного государственного сектора науки. В то же время параметры федерального бюджета и порядок индексации расходов федерального бюджета на 2002 г. говорят о том, что реструктуризация научных учреждений будет в очередной раз проведена формально и сведется, в частности, к незначительному сокращению численности сотрудников академий и их управленческого персонала, к искусственному объединению отдельных институтов.

В проекте федерального бюджета на 2002 г. менее чем на 20% проиндексированы заработная плата работников, выполняющих научные исследования по приоритетным направлениям научно-технического прогресса и контрактам, а также расходы на коммунальные услуги для проведения указанных работ.

Не нашли отражения в проекте федерального бюджета на 2002 г. и такие важные для российской науки проблемы, как привлечение в исследовательские организации талантливой молодежи, "утечка умов", в том числе и отток молодых ученых за рубеж. Те потери, которые Россия несет от "утечки умов", эквивалентны доходам от экспорта сырья.

Проблемы научной молодежи усугубляются другими параметрами бюджета 2002 г. - мизерными средствами на строительство и приобретение жилья для молодых ученых, прекращением финансирования детских садов в Академгородках РАН.

При наличии столь серьезных проблем эйфория от социальной переориентации бюджета, на наш взгляд, преждевременна.

Если возникает необходимость внести коррективы в финансирование разделов социальной сферы и науки бюджета 2002 г., то где взять деньги на эти цели?

В последние годы прогнозы основных макроэкономических показателей и доходов федерального бюджета не отличались точностью.

Так, прогнозируемый на 2002 г. объем ВВП по-прежнему консервирует высокую долю теневого сектора в экономике. Нельзя не напомнить о том, что при обосновании "плоской" шкалы подоходного налога сторонники отказа от прогрессивной шкалы выдвигали существенный аргумент - создание более благоприятных условий для выхода капиталов из тени. На второй год действия этой шкалы следовало бы предусмотреть прирост ВВП за счет легализации части теневого бизнеса и принять меры для увеличения отражаемого официальной статистикой объема ВВП, а значит, доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. Однако эти резервы при разработке бюджетных проектировок не учитывались.

В расчетах правительства существенно занижен объем доходов федерального бюджета. Доходы федерального бюджета, исходя из их доли в структуре ВВП на уровне 18,85%, предусматриваются в объеме 1998 млрд. руб. С учетом более точного определения основных макроэкономических показателей, а также реальной возможности легализовать хотя бы треть теневого бизнеса доходы федерального бюджета должны составлять как минимум 2200 млрд. руб.

В материалах к проекту федерального бюджета занижаются фонд заработной платы, прогнозная и ожидаемая (базовая) среднемесячная заработная плата одного работника. Если в 2001 г. фонд заработной платы, по оценке правительства, должен составить 1795 млрд. руб., или на 31% больше фактического уровня 2000 г., то реально за первое полугодие текущего года увеличение фонда заработной платы по сравнению с первым полугодием прошлого года составило 1,47 раза. Анализ динамики фонда оплаты труда показывает, что в целом в 2001 г. он должен увеличиться не менее чем в 1,42 раза и составить более 1950 млрд. руб. (на 155-160 млрд. руб. больше оценки правительства).

Правительством также занижена оценка среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на одного работника в 2001 г. Ожидается, что она будет равна 2935 руб. В то же время, по данным Госкомстата России, в первом полугодии 2001 г. начисленная среднемесячная заработная плата уже достигла 2942 руб. Расчеты и анализ динамики среднемесячной номинальной начисленной заработной платы показывают, что за год она сложится в сумме 3140-3160 руб.

В целом фонд заработной платы в 2002 г. должен возрасти по сравнению с 2001 г. на 525-560 млрд. руб., или на 27-29%, и составить 2475-2510 млрд. руб. Проведенные расчеты показывают, что занижение прогнозируемого фонда оплаты труда на 315-330 млрд. руб. привело к занижению доходов консолидированного бюджета, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Так, поступления в бюджет только по налогу на доходы физических лиц занижены на 41-43 млрд. руб.

В прогнозе прожиточного минимума на 2002 г. не учтен в полной мере переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. Между тем удорожание жилищно-коммунальных услуг, увеличение расходов значительного числа граждан в связи с предполагаемым принятием федерального закона о трансформации натуральных льгот в денежную форму и предоставление льгот на основе адресного подхода должны были бы найти полное отражение в бюджетной политике.

Прогнозируемый рост прожиточного минимума на 113,8% (1695 руб.) ниже роста потребительских цен на 1,2 процентных пункта, а должен быть выше. Как показывает анализ, предусматриваемый значительный рост платежей за жилье и коммунальные услуги, являющихся составной частью потребительской корзины, вызовет увеличение прожиточного минимума. По расчетам Минтруда России, отвечающего за этот показатель, прожиточный минимум должен составить 1763 руб., или с ростом на 118% к ожидаемому уровню 2001 г.

Занижение величины прожиточного минимума преуменьшает реальную численность граждан, проживающих за чертой бедности, что отнюдь не способствует снижению социальной напряженности и оказанию активного воздействия на экономическое развитие страны.

Обеспечение действительной реальности бюджета, в том числе возможности увеличения его доходной части, использование бюджета как инструмента финансового контроля за целевым расходованием государственных средств позволят в полной мере реализовать положения Бюджетного послания президента Российской Федерации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1707
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4227
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2328
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2629

Другие новости