0
1962
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.05.2002 00:00:00

Петербургский стиль

Екатерина Михайлова

Об авторе: Екатерина Николаевна Михайлова - руководитель Центра политической психологии.

Тэги: петербург, архитектура, путин, вертикаль


Петербургский архитектурный стиль - это сочетание вертикальных и горизонтальных линий. В отличие от других русских городов улицы Северной столицы не тянутся в бесконечную даль и не имеют горизонта. Их перспектива всегда ограничена вертикалью: шпилем Адмиралтейства, Александрийским столпом или просто памятником. На петербургском проспекте вы находитесь в состоянии предопределенности, поскольку видите одновременно и начало, и конец пути. Однако это отсутствие неожиданностей не угнетает, а, наоборот, дает ощущение правильно выбранного маршрута.

Петербургский стиль характерен для политической архитектоники президента Путина. В короткий срок укрепив вертикаль власти, он сосредоточил усилия на формировании общественной горизонтали. Таким образом, Путин создает систему координат развития российского государства на ближайший период. Суть ее - сильная государственная власть и развитое гражданское общество, которое делит с ней ответственность за судьбы страны.

Данная система координат делает всю государственную конструкцию сбалансированной и потому более устойчивой. Давление вертикали власти, "силовые методы" руководства на местах теперь уравновешены расширением доступа широкой общественности к взаимодействию с властью. Такая конструкция представляет собой систему сдержек и противовесов, но в отличие от ельцинской она носит системный, а не кадровый характер.

Суть общественной горизонтали заключается в максимальном доступе граждан к диалогу с властью без политических посредников. Стратегическим результатом такого диалога должно стать повышение доверия населения ко всем ветвям и уровням власти.

Так сложилось, что в России никогда не было конструктивной формы общения граждан с властью. Чаще всего подобие их взаимодействия выражалось в двух полярных формах: анонимных письмах и диссидентстве. Ни та, ни другая форма не приемлема для развитого цивилизованного общества.

Другая российская особенность заключается в том, что к каждому отдельному уровню исполнительной власти у граждан есть свое особое отношение. Парадоксально, но чем дальше власть находится от насущных проблем населения, тем больше ей верят граждане. "Ходоки к Ленину" могут трансформироваться в шахтеров на Горбатом мосту перед зданием правительства, но вера в поиски правды только в Москве до сих пор неистребима.

Между тем конструктивные формы взаимодействия населения и власти, похоже, уже найдены - это институты гражданского общества. Власть рассматривает общественные организации как посредников в диалоге с гражданами не потому, что боится взаимодействия напрямую, а потому, что видит в них конструктивную форму реализации такого диалога.

Конструирование общественной горизонтали позволяет, во-первых, стимулировать развитие гражданского сознания и, во-вторых, снять фактор крайней политизированности общества. Решением этих двух задач и определяется понятие "качества гражданского общества" в стране.

Сейчас политические партии взяли на себя роль посредников в диалоге граждан с властью, но при этом решают свои собственные задачи. Граждане же фактически выступают в роли статистов на политической сцене. Таким образом, политизированность нашего общества во многом носит искусственный характер. Люди примыкают к тем или иным политическим партиям зачастую не потому, что разделяют их идеологию, а потому, что не видят больше иных организаций, куда можно было бы прийти со своими бедами или предложениями.

Еще хуже дело обстоит с развитием гражданского самосознания, хотя именно оно является базисом цивилизованного общества. Только развивая гражданское самосознание населения, можно войти в мировое сообщество. Иначе ничего не получится. Можно принимать "европейские" законы, но их никто не будет исполнять. Можно увеличивать количество надзирающих органов, но у каждого "контролера" появится своя "цена" и т.д.

Каков уровень гражданского самосознания россиян - мы скоро узнаем. Фактическим его замером станет предстоящая перепись населения, а также эксперимент по добровольной 100-процентной оплате коммунальных услуг для граждан с высоким уровнем дохода. Обольщаться, особенно насчет последнего, не стоит.

Но уже сейчас многое обнадеживает. Ярким показателем роста гражданского самосознания являются выборы. Хотя явка на них бывает и невелика, но граждане научились понимать значимость своего голоса и ценность избирательного права. Из года в год растет число избирателей, голосующих против всех кандидатов. Оставим сейчас в стороне вопрос о побудительных мотивах такого электорального поведения, важно другое - оно свидетельствует об активном гражданском самосознании.

Потребность в общественной горизонтали ощущалась в постсоветской России и прежде. Но каждый раз мы становились свидетелями очередной подмены: то раздавались призывы к консенсусу, то ставилась задача поиска национальной идеи, то общественную горизонталь создавали механическим путем через общественно-консультативные советы при президенте страны. Все это не давало ожидаемого результата.

Низкое качество гражданского общества - это то, что пока еще отличает нас от развитых стран. Следствие данного состояния - пониженное чувство собственного достоинства наших граждан, их неумение совместно отстаивать свои права, произвол чиновников и т.д.

Петербургский стиль политики Путина - это ограничение перспективы вертикалью. Иначе говоря, любое движение и развитие по заданному пути имеет видимую конечную цель - сильную вертикаль власти. Гарантией демократического развития страны с сильной государственной властью является качественное развитие гражданского общества.

Чтобы петербургский стиль в политике Путина не превратился в имперский, при формировании общественной горизонтали необходимо:

- не "строить" общественные организации под реализацию замыслов кремлевских политтехнологов, а выстраивать взаимоотношения с ними на основе поиска консенсуса;

- опираться не на желание власти как на движущую силу этого процесса, а на ожидания гражданского общества по отношению к власти;

- развивать равный доступ общественных организаций к взаимодействию с властью.

Такая, "в петербургском стиле", технология строительства российского гражданского общества сделает его гармоничным, достойным и по-европейски красивым, как этот прекрасный город.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков. КНР в Центральной Азии: Си считает железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан стратегическим проектом

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 10 июня 2024 г.

0
990
Партия Явлинского использует выборы в личных целях

Партия Явлинского использует выборы в личных целях

Дарья Гармоненко

Только кандидатам-пацифистам "Яблоко" гарантирует какую-либо поддержку

0
1598
Айфон с нейросетью стал новым яблоком раздора

Айфон с нейросетью стал новым яблоком раздора

Анастасия Башкатова

Разработчики не могут или не хотят объяснить, как ИИ принимает решения

0
1981
По российским трубам в ЕС может пойти азербайджанский газ

По российским трубам в ЕС может пойти азербайджанский газ

Ольга Соловьева

Европа планирует использовать украинскую инфраструктуру

0
1996

Другие новости