0
4763

28.05.2015 00:01:00

Пейзаж с паспортом

Тэги: искусство, биография, авангардизм, концептуализм


искусство, биография, авангардизм, концептуализм «Певец лианозовских бараков» и его биограф. Оскар Рабин и Алек Д. Эпштейн в парижской студии художника. 2012. Фото из книги

Израильский культуролог и художественный критик Алек Д. Эпштейн написал небольшую книжку о живом классике неофициального искусства 60–70-х годов и участнике «лианозовского кружка» Оскаре Рабине. Автор проштудировал многочисленные опубликованные материалы, а также использовал сведения, почерпнутые во время продолжительных личных бесед с художником, живущим с 1977 года в Париже. Биографические факты помогают лучше понять некоторые фирменные художественные образы Рабина.

Например, на многих картинах художника в той или иной форме изображен паспорт. Это вовсе не отвлеченный символ советской системы, прописки, «пятого пункта» или каких-либо других «ужасов тоталитаризма». С советским паспортом у Рабина связано несколько совершенно реальных драматических историй. Он в 16 лет ездил один и без документов из Москвы в только что освобожденную от немцев Ригу, там получил паспорт с указанием национальности «латыш», потом как-то раз подделывал его, но вскоре от страха быть разоблаченным уничтожил… По иронии судьбы, через три десятилетия картину под названием «Паспорт» Рабину не разрешили вывезти в эмиграцию. В общем, тут целая «паспортная сага».

С бараками (еще один его излюбленный художественный образ) тоже у Рабина связано многое. В 40–50-е годы он с семьей жил в убогом деревянном доме в подмосковном в ту пору поселке Лианозово. Художественный вуз он не окончил, связей не имел, в стране свирепствовала борьба с космополитизмом – одним словом, будущему классику приходилось трудно. Работал он в то время десятником на грузовой железнодорожной ветке, ведущей от путей Савеловского направления на Северную водопроводную станцию. (Ветка существует и сегодня, правда, движение составов на ней фактически прекратилось.) Подчиненными Рабина были в основном вышедшие из мест заключения уголовники. В его неказистой квартире и собирались не признанные официальными инстанциями художники и поэты, которых позже стали называть «лианозовской школой» – отец и сын Кропивницкие, Сапгир, Холин… На посиделках часто употреблялась водка «Московская», закуской служила селедка, подстилкой для трапезы – газета «Правда». Все эти атрибуты барачно-богемной жизни в СССР тоже постоянно фигурируют на картинах Рабина, примерно как козы и скрипачи на полотнах Шагала. В этом смысле Оскар Яковлевич – закоренелый реалист и консерватор.

книга
Алек Д. Эпштейн.
Художник Оскар Рабин.
Запечатленная судьба.
– М.: Новое литературное
обозрение, 2015.
– 192 с.
– (Очерки визуальности).

Эпштейн знакомит с подробностями «бульдозерного вернисажа» в Беляеве в 1974 году, рассказывает о художественном подполье в СССР, о хитроумных играх, которые вел КГБ с художниками-авангардистами, о коллекционерах прежних и нынешних. Рабин в разговоре с автором отмечает, что взгляды советских людей на современное искусство совершенно перевернул Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года, на котором была организована экспозиция западных художников с их личным участием. Но потом с «распоясавшимися» авангардистами власти начали борьбу. Доставалось и Рабину, чьи работы вызывали у авторов газетных пасквилей «физическое отвращение», самого же живописца и его единомышленников именовали «духовными стилягами, пустыми, оторванными от жизни, наносящими вред нашему обществу». На все лады в фельетонах обыгрывалась тема бараков, задворок и помоек, имеющая для Рабина метафизическое значение. Однако советские критики видели в этом только очернительство. Все это в итоге привело Рабина к эмиграции.

По словам биографа, Рабин в свои 86 лет не изменяет своему привычному стилю в угоду выставочной конъюнктуре. Во Франции он живет уединенно, выставки его там редки. «В советское время художников-нонконформистов объединяла борьба за общее дело, а на Западе каждый за себя», – резюмирует Эпштейн. Местные музеи и коллекционеры не проявляют к Рабину интереса, его картины покупают в основном российские богачи. Некоторые из них, вероятно, видели в своей советской молодости бараки на окраинах больших городов, и потому живопись Рабина вызывает у них нечто вроде ностальгии. Периодически в России проходят выставки работ этого замечательного мастера. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
375
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
486
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
396
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
334

Другие новости