0
1338
Газета Проза, периодика Интернет-версия

15.11.2001 00:00:00

Гейгер и классика

Тэги: петербург, идиот, шульпяков


Жизнь подражает классической литературе.

Особенно это заметно в Петербурге.

Если меховой салон, то обязательно "Шинель". Если казино, то "Бедные люди". Если музыкальный киоск, то "Соловьиный сад". Дорогие мужские аксессуары - "Штольц", нижнее белье - "Илья Ильич", конечно же. Да что говорить - я видел пивнушку "Возмездие" и магазин гражданского оружия "Двенадцать": а это что-нибудь да значит.

Или.

Блуждая как-то совсем недавно вдоль Мойки, я набрел на кафе "Идiотъ". В буклете без страха и упрека было сказано, что "здесь любил сиживать Достоевский", но про "сиживать" это, конечно, фуфло для иностранной сволочи, а само место оказалось на удивление душевным: синие обои, старые столы, диваны пухнут по углам и музыка украдкой.

Бокал португальского портвейна - 80 рублей.

Первая водка - бесплатно.

Книги на полках - в свободном доступе.

В общем, не подвал, а сплошное путешествие на край ночи.

Спустя некоторое время в "Идiоте" - на половине портвейна, если быть точным - ко мне за стол подсел молодой человек в пальто и клетчатой кепке с помпоном. Этот молодой человек заказал чай и положил рядом сверток. Было видно, что в газету завернута ножовка. Мы разговорились. Я спросил про ножовку. Он отмахнулся, но после второй водки спокойно сказал: "Мне нужна ножовка, чтобы отрезать хвост медному всаднику".

Что? Зачем?

"Потому что это больной город и люди в нем совершенно сумасшедшие, - зашептал он мне в ухо. - Так? Но есть один способ. Простой и гениальный. Город, он ведь стоит пока стоит памятник - это всем известно. Так? А раз нету памятника, нет и города!"

Ну и?

"Баранки гну! Хвост был несущей опорой у Фальконе! Перепилил хвост - завалил памятник. Завалил памятник - завалил город. Всей работы - на два часа! А потом - на Московский: у меня и билеты куплены!"

И он повертел у меня перед носом казенной бумажкой.

Пока я соображал, в чем суть да дело, новый мой незнакомец опять стукнул водки - и, схватив ножовку, распрощался: только колокольчик в дверях звякнул. Что мне оставалось делать? Я снова уткнулся в портвейн, но там, на дне бокала понял, о чем говорил со мной этот парень.

В сущности, он пересказывал "Медного всадника".

В тот раз я уезжал из Питера на "Авроре"... До отправления было время и я решил, по старой памяти, прогуляться по достоевским местам - зайти к Раскольникову, постоять под окнами у Сонечки, навестить старушку и т.д. Компанию мне составляло пиво "Калинкин", которое я взял, что называется, "на шаг ноги".

Надо ли говорить, что через час мне с "Калинкина" сильно приспичило - и приспичило не где-нибудь, а под дверью у Алены Ивановны: процентщицы, если кто не знает. Выход был прост - позвонить, представиться "исследователем творчества" и, между делом, посетить "одно, ни с чем не сравнимое, место".

Я долго стучал в зеленую дверь и собрался было уже уходить, как вдруг дверь тихо приоткрылась и в черном проеме я увидел... ну да, старуху: такой, как ее описал Федор Михайлович. Сердце неприятно екнуло, но от "нужды" никуда не денешься - и я зачастил по сценарию. Старуха молча слушала, глядя белесыми глазами мне куда-то за спину, а потом так же молча повернулась ко мне спиной - и исчезла в темноте коридора.

Дверь, однако, осталась приоткрытой, и я вошел.

В квартире было темно - только где-то в конце бесконечного коридора тускло светилось пыльное окно кухни. Где кухня, там и сортир - и я, бросив рюкзак у дверей, рысью бросился по коридору. "Место", конечно, нашлось - запущенное, загаженное, без щеколды - но разве это могло помешать моему счастью? В общем, через минуту я вернулся в коридор и решил, что жизнь прекрасна - если, конечно, не считать старухи, которая куда-то запропастилась.

Но кому теперь нужна была та старуха?

Но не тут-то было. Оглядевшись, я заметил, что старуха никуда не делась, а, напротив, стоит спиной ко мне в конце коридора и недоуменно разглядывает мой рюкзак. Что делать? Я стал на ходу извиняться и что-то там лопотать, но она опять не обратила на меня никакого внимания. Когда между нами оставалось три метра, она, кряхтя, распрямилась, обернулась - и увидела меня. Тотчас в глазах у нее мелькнул неподдельный ужас, она, как будто защищаясь, выпростала вперед руку - и стала пятиться. Но под ногами у нее лежал мой рюкзак! И вот, со всех ног споткнувшись, она с птичьим гомоном завалилась в кромешную тьму огромного комода. Из черноты раздался глухой деревянный стук, но я, схватив злосчастную сумку, уже прыгал через три ступеньки вниз, на воздух, на поезд.

Дух я перевел где-то в районе Вышнего Волочка, но до сих пор странный этот случай не дает мне покоя. Глухой она была, что ли, эта старуха? Или с кем-то меня перепутала? И что вообще с ней стало - там, в этой проклятой квартире с мухами, где Родион Романыч и так уже завалил троих?

Нет, что ни говорите, а русская классика жива. Я бы сказал, даже слишком. Просто она, как радиоактивная руда, лежит себе под спудом до поры до времени, а потом - бац! - период полураспада кончился и пошло сквозить-фонить изо всех щелей, прорех и дыр: нашей с вами, с позволения сказать, современности.

Срок - его ведь никто точно не знает.

Так что чаще проверяйте ваш гейгеровский счетчик.

Вдруг он уже зашкаливает?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1664
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4151
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2288
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2588

Другие новости