0
3091
Газета Проза, периодика Интернет-версия

25.04.2013 00:01:00

Байтов и Бог

Тэги: байтов, православие, рассказы


байтов, православие, рассказы

Николай Байтов. Ангел-Вор: Повесть и рассказы. 
– М.: Эксмо, 2013. – 320 с. (Серафим: православная художественная литература).

У Николая Байтова вышла новая книга, на сей раз церковных рассказов. В некотором смысле писатель продолжил знаменитую православную серию. Если верить издателю, сочинение даже получило благословение старца Артемия (Пчелкина). И, как вы уже догадались, речь в книге идет о вере. Но прежде разговора о Байтове небольшое лирическое отступление.
Сегодня принято считать, будто правдивей и авторитетней о вещах божественных пишут люди, имеющие к церкви непосредственное отношение. И успех в общем-то неплохой книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» – явное тому доказательство. Однако читателей это полухудожественное (речь в тексте все же идет о реальных людях) сочинение подкупило скорее своей особой нравственностью, нежели литературной ценностью. Авторство самого архимандрита у большинства верующих и невоцерковленных (а чаще и вовсе несведущих в вопросе) читателей вызвало нечто вроде священного трепета. Мол, кому же еще рассказывать нам, непросвещенным, о вере: уж кто-кто, а архимандрит наверняка все знает и понимает про помысл Божий, пути и таинства. Возможно, так, а возможно, и не совсем…
Хулы на церковь нет.	Фото Екатерины Богдановой
Хулы на церковь нет.
Фото Екатерины Богдановой
Собственно об этом и пишет Николай Байтов. Не про Шевкунова, разумеется, а про то, что всякий священнослужитель даже при радении прежде всего обычный человек. И не исключено, что из-за своего особого положения он чаще прочих верующих подвержен более сильным искушениям и тягостным испытаниям («Ильин день»). И то, как он их преодолеет – с достоинством или нет, – вопрос, касающийся уже силы его личной веры. Да и во вверенном ему приходе может случиться всякое: и воровство, и погибель души, и даже телесная смерть (вторая часть сборника – детективная повесть «Все, что сказал духовник»), потому как и там ходят люди разные. И привычное присутствие в освященном храме без духовной работы никого не делает лучше. А мистическое чувство таинственности (в том числе и проявление якобы Божественной воли) порой связано не столько с сакральностью какого-либо обряда, сколько с неумением духовного отца внятно и грамотно изложить свои собственные мысли, а человека верующего, верно постичь услышанное («Протолеон»). Перетолковывание, домысливание, понимание канонов на свой собственный лад – равно как бытовое сосуществование в непросветленном сознании христианских убеждений и темных суеверий – повод для легкой авторской иронии.
Но хулы на церковь (даже при неприятии некоторых ее законов) в книге Байтова нет. Автор никого не призывает плевать в купель или плясать в храме. Он лишь предлагает вместе с ним задуматься над тем, во что и почему сегодня принято верить (подобным не так давно и несколько в ином контексте занимался Умберто Эко в романе «Пражское кладбище»).
Однако в отличие от европейского коллеги интонации Байтова не воинствующие. Да и Бог в его системе взглядов основа основ: Он просто над всем (людьми и храмами). Но верить в Него, по мнению писателя, лучше не слепо, а осознанно. Так сказать, отдавая душе своей полный отчет в проделанной работе.
И оттого ли, что сам автор – человек простой и не имеет церковного сана (как бы гарантирующего ему знание истины наперед), он лишь прихожанин (в прошлом будто бы сторож одного из приходов), его поиски и вопросы кажутся логичными и понятными. «Что нам известно о том, как христианин должен относиться к искусству?» или «Почему вот эта позолоченная завитушка в иконостасе благочестива, а замени ее на другую, столь же условную, но взятую, например, из языка модерна или конструктивизма, – и молящийся христианин почувствует дискомфорт – в лучшем случае, а в худшем сочтет, пожалуй, кощунством?» («Истина от Филиппа»). И каковы вообще взаимоотношения художника и Творца? Почему картины одних церковью принимаются безоговорочно? А поиски других, например, простое писание пейзажей одним небесталанным батюшкой («Пейзаж как богопознание»), кажутся странными даже его сторонникам? И отчего на исповеди говорить о себе в красках, поясняя каждое деяние свое, не то что бы неприлично, а в общем-то и не нужно?
Кроме того, Байтов – как писатель – мысль свою преподносит умело. Книга пестрит интересными приемами, ярка и в жанровом плане. Встречаются зарисовки, небольшие рассказики, постмодернистские тексты (чего только стоит православный детектив), стилизации и литературные мистификации. Что для книг духовных, на сегодняшний день фактически лишенных каких бы то ни было литературных игр (да и писателей, работающих с этой темой перечесть по пальцам), немаловажно.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1748
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4289
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2356
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2672

Другие новости