0
1109
Газета Москва Интернет-версия

26.10.2007 00:00:00

В школу записали с пеленок

Тэги: школа, бебибум


школа, беби-бум В столичных школах становится все теснее и шумнее.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Последние несколько лет Москву охватил настоящий беби-бум. В текущем году в Первопрестольной ожидают появления на свет около 100 тыс. детей – на 2 тыс. больше, чем в 2006-м. Муниципалитет обеспокоился нехваткой мест в общеобразовательных учреждениях и решил разобраться с возможной проблемой досрочно. К 2020 году власти запланировали построить школы на 330 тыс. мест, 28 из которых откроются в столице уже в течение ближайших месяцев. Впрочем, после реализации этого проекта правительство может столкнуться с более серьезными трудностями, чем дефицит учебных корпусов. Эксперты предполагают, что связаны они будут прежде всего с обеспечением учебных заведений педагогами.

Наполеоновские планы

По заявлению департамента образования Москвы, школы в первую очередь появятся там, где их особенно не хватает. Открывать их наметили как в старых, так и в новых районах Первопрестольной: Арбат, Марьина Роща, Преображенский район, Бутырский, Косино-Ухтомский, Южнопортовый, Бескудниковский, Северное Медведково, Царицыно, Южное Бутово, Хамовники, Филевский парк, Молжаниновский район. В текущем году планируют приступить к строительству 28 новых общеобразовательных учреждений на 14 тыс. мест. «Каждый год в столице появляется по 15–20 новых школ, – рассказал «НГ» пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. – Город растет, и новые здания для образовательных учреждений воздвигают на перспективу, в связи с демографической ситуацией – повышением рождаемости. Часть школ, находящихся в аварийном состоянии, будет выведена из эксплуатации – на их месте появятся новые корпуса».

Школы на вырост

Классы зачастую переполнены: во многих числится от 30 до 40 детей. Между тем такая ситуация может негативно сказываться на процессе обучения. Работать с детьми и так непросто, а когда в школе их выше нормы – о качестве образования можно забыть: дети отвлекаются, не усваивают нормально материал. Об индивидуальном подходе в таком случае говорить сложно. Он невозможен, жалуются учителя. Кроме того, по заявлениям специалистов, перебор с количеством детей увеличивает риски возникновения у них стрессов и заболеваний. Появление же новых учебных заведений, по словам чиновников, позволит разгрузить школы и довести количество ребят до 20–25 человек на класс и справиться с проблемой.

Независимые эксперты полностью поддерживают инициативу столичного муниципалитета. Однако, по их словам, решение одной проблемы, связанной с системой образования в городе, неизбежно потянет за собой и другие. К примеру, в департаменте образования Москвы «НГ» сообщили, что во многих общеобразовательных заведениях сейчас наблюдается скрытая безработица: открытых вакансий нет, но многим учителям приходится брать на себя вместо одной-полутора ставок – две. «Не создаст ли это проблем в будущем, когда школ станет больше, в достаточном ли объеме они будут обеспечены квалифицированными педагогами?» – задаются вопросом эксперты.

«Скрытая безработица, безусловно, ненормальное явление, однако катастрофическим его также назвать нельзя, – пояснил «НГ» председатель комиссии по образованию Московской городской Думы Евгений Бунимович. – Еще года два назад в школах крайне не хватало учителей иностранного языка, физкультуры, русского языка, литературы, а также математики и информатики. Количество вакансий приближалось к тысяче. В нынешнем учебном году мы разобрались с этой проблемой: дефицит кадров практически по всем школам побежден и насчитывает не более стони свободных учительских мест». Впрочем, признается Евгений Бунимович, во многих общеобразовательных учреждениях до сих пор довольно большой процент учителей пенсионного и предпенсионного возраста: омоложение учительского состава пока идет невысокими темпами.

Педвуз для жизни

Решать проблему чиновники собираются с помощью повышения зарплаты учителям и привлечения в школы выпускников профильных колледжей и вузов. Однако именно к последним у экспертов больше всего претензий. Учительская профессия пока не снискала себе популярности у молодых специалистов. «Дело в том, что сейчас почти половина выпускников педагогических университетов столицы идут работать не по специальности, – рассказал «НГ» заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Сергей Колесников. – Поступить туда традиционно проще, чем в университет. И, к примеру, молодые люди нередко используют учебные заведения в качестве удобного и дешевого способа откоса от армии. И хотя парней насчитывается на ряде факультетов 50–60%, учительствовать в школы из них идут единицы».

В Московском городском педагогическом университете «НГ» рассказали, что количество выпускников, направляющихся после вуза на работу в школу по распределению, достигает 70%. Впрочем, как сообщили в пресс-службе университета, остаются работать там 60–65% специалистов.

По мнению бывшего директора одной из московских школ, ректора Института образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, сама подготовка в педагогическом вузе настолько обширна, что ориентирована скорее не на воспитание школьного учителя, а на обучение специалиста широкого профиля, так сказать, для жизни. «Ситуация такова, что нынешнему педагогическому вузу, кующему кадры, по сути, по всем профессиям, следует сменить название на «гуманитарный факультет». Несмотря на увеличение зарплаты столичного учителя, многие выпускники пока все же предпочитают устраиваться менеджерами, переводчиками, дизайнерами. Поэтому следует поднимать и престиж самой учительской профессии», – объяснил «НГ» эксперт.

По словам Сергея Колесникова, проблема с нежеланием большинства выпускников идти работать в школу не только в Москве, но и по России настолько острая, что в правительстве РФ уже всерьез поговаривают о введении в систему общероссийского образования уже забытых многими образовательных кредитов, или, иначе говоря, распределения. «Таким образом, после окончания педагогического университета выпускник будет направляться в обязательном порядке по распределению ректората в одну из школ, где в течение установленного срока ему придется отрабатывать и применять все знания и навыки, которым его обучили за государственный счет. Необходимость в таком законе назрела. И он, думаю, будет принят еще до 2009 года», – заявил Сергей Колесников.

Чужой среди своих

Впрочем, угрожает школам кадровая проблема и другого рода. У многих экспертов возникает вопрос о преподавательской работе с детьми мигрантов, точное число которых, по словам Александра Гаврилова, неизвестно. Количество приезжих на заработки в столицу растет с каждым годом. Сколько их приезжает и остается жить в Москве, не берется подсчитать ни один социолог. Однако в городе до сих пор не развита система их обучения и адаптации к новым условиям. «Пожалуй, это одна из самых сложных проблем столицы и столичного образования, – объяснил Александр Адамский. – Многие ребята приходят в столичные школы, совершенно не владея русским языком. По идее, ими должны заниматься отдельно специалисты, которые работали бы с мигрантами, обучали и помогали им ассимилироваться на новой почве. Это совсем другая квалификация преподавания. Однако задача подготовки таких педагогов у нас пока не значится. Потому детей просто распределяют по обычным классам, к обычным учителям, которые даже не представляют, что с ними делать».

Между тем, по словам Александра Адамского, для Москвы проблема адаптации и образованности детей мигрантов особенно важна, поскольку от нее зависит благополучие и даже безопасность москвичей. «Необразованность, неграмотность, незнание языка может приводить и приводит к недопониманию и многим конфликтам на национальной почве. Потому в многонациональном столичном мегаполисе решать эту проблему необходимо в срочном порядке», – заключил г-н Адамский.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
220
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
207
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1837
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1388

Другие новости