0
1219
Газета Москва Интернет-версия

12.09.2008 00:00:00

Копайте глубже!

Тэги: москва, строительство


москва, строительство Самое большое освоенное подземное пространство в столице – Охотный Ряд.
Фото Александра Шалгина (НГ-Фото)

В ближайшие три года 15% московской недвижимости будет строиться под землей. Власти города решили, что углубиться – самый простой способ бороться с нехваткой места и автомобильными заторами. Мировой опыт показывает, что такие проекты вполне жизнеспособны.

Уже в ближайшие три года Москва начнет расти вглубь. На текущей неделе на заседании правительства обсуждался проект городской программы подготовки к комплексному освоению подземного пространства на период 2009–2011 годов и основных направлений развития подземной урбанистики на последующие годы. Власти города определили 37 зон, в которых будет производиться застройка. В каждом административном округе будут организованы рабочие группы, которые и определят, что и в каком порядке будет построено в утвержденных зонах.

Реализацию программы планируют провести в три этапа. В ближайшие полтора года будут проводиться экономические расчеты, оформляться нормативно-правовое обеспечение (придется изменить Закон «О недрах»), будут совершенствоваться система конкурсов, создаваться новые правила для инвесторов и разрабатываться кадастровая оценка «подземных» участков. Проблем предвидится немало – если на одном и том же участке земли наземное здание принадлежит одному собственнику, а подземное – другому, то непонятно, с кого из них брать налоги. Дважды взять деньги с одного надела нельзя. Вполне возможно, что владельцы «подземных чертогов» будут платить лишь налог на имущество. По всей видимости, придется вносить изменения и в Генплан.

В 2010–2011 годах начнется застройка подземного пространства. Приоритет будет отдаваться строительству транспортно-пересадочных узлов и развязок, энергетических объектов, а также многофункциональных центров. Первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Константин Королевский сообщил, что к 2011 году в столице могут появиться подземные автобусные дороги с остановками и пешеходными дорожками. По мнению чиновника, это поможет решить транспортные проблемы и положительно повлияет на экологию. После реконструкции Рижского вокзала будут убраны под землю и пути пригородного сообщения – этот проект уже прошел общественные слушания. Возможно, будут строиться под землей спортивные комплексы, многоэтажные гаражи и паркинги. Ректор МГСУ Валерий Теличенко, один из разработчиков программы, сказал, что от того, что под землей появится больше пространства, «люди станут спокойнее и проще, и тем самым снизится уровень агрессивности».

Ряд пешеходных переходов будут реконструировать и в рамках этой реконструкции расширять для того, чтобы разместить там торговые точки и объекты сферы услуг. За ближайшие три года изменить таким образом собираются 95 пешеходных переходов, 44 из которых расположены в Центральном административном округе. Однако этот пункт вызвал возражения у студенческого правительства дублеров (студентов, заменяющих чиновников правительства Москвы - «НГ»). Город обеспечен пешеходными переходами всего на 30–40%, и программа по строительству новых переходов выполняется лишь на треть. Если сосредоточиться на реконструкции имеющихся переходов, новых может не появиться вовсе. В целом в ближайшие три года на реализацию программы будет потрачено 545 млн. бюджетных рублей – все они пойдут на нормативно-правовую и законотворческую деятельность. Предполагается, что непосредственно застройкой займутся частные инвесторы.

Сложности: тайные подвалы и чистая вода

Нужно учитывать, что строить под землей гораздо сложнее и опаснее, чем на поверхности. Среди ограничивающих факторов строительства – подтопление почв, карстовые процессы и охранные зоны памятников культуры. Сейчас, для того чтобы подземное градостроение не привело к катастрофам, разработаны карты инженерно-геологического районирования. В Москве 750 геологических скважин, и на основе данных из этих скважин на картах отмечена сложность участков – какие из них подтоплены, какие склонны к оползням и прочим неприятностям. Есть и лимит глубины, на которую можно строить. Под Москвой есть два водоносных слоя. Вода первого непригодна даже для технических целей. А вот второй, расположенный ниже, изобилует чистыми артезианскими водами. И хотя он может давать не так много воды, это собственный ресурс города, который ни в коем случае нельзя терять. Значит, глубина строек не должна достигать водоносного слоя. В пойме реки Москвы глубина залегания слоя составляет 30–40 м от поверхности земли. На юге столицы – более 100 м.

Так же в отделе подземных сооружений Мосгеотреста собраны полные карты со всеми городскими подземными коммуникациями. Учитывая, что под мегаполисом расположено как минимум 9 тыс. км водопроводных труб и 6 тыс. км теплосетей, карты просто испещрены обозначениями. Работу осложняет то, что у отдела нет информации о наличии и особенностях размещения подвалов под зданиями. Поэтому в ближайшее время будет собираться информация, и затем карты будут заменены на трехмерное моделирование, которое поможет сделать строительство более безопасным.

Иные подземелья

Зарубежный опыт на заседании принципиально не обсуждался – еще два месяца назад его полностью оговорили на конференции. Вообще, подземная жизнь зародилась еще в катакомбах Древнего Рима – подземных гробницах, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины. Катакомбы состояли из коридоров и камер для погребения и были построены в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия, в Александрии, на Мальте, а также в других областях Средиземноморья – в Передней и Малой Азии, на Балканах. Парижские катакомбы образовались на месте известняковых шахт и служили убежищем для жителей, бывших не в ладах с законом. На территории бывшего СССР самые большие катакомбы существуют в Одессе.

Сейчас самое крупное обжитое «подземелье» находится в Монреале – система подземных комплексов, соединенных тоннелями общей протяженностью 32 км, строилась на протяжении нескольких десятков лет и к 2003 году достигла размера 3,6 млн. кв. м. В основном там расположены офисы, магазины и развлекательные заведения. Подобные застройки есть в Торонто, Токио, Париже и Лас-Вегасе. Обживают пространство под поверхностью земли и в Стокгольме.

В Москве подземное пространство до начала прошлого десятилетия практически не осваивалось. Самая крупная на сегодняшний день застройка – торговый комплекс «Охотный Ряд» подземная часть здания Манежа. За последние пять лет доля подземных сооружений в строительстве возросла до 8%. Предполагается, что через некоторое время этот показатель возрастет до 15%, а объемы строительства достигнут 150 тыс. кв. м в год. Под землей может быть размещено до 80% складов, 70% машиномест, 30% предприятий сферы быта и услуг.

Однако, как заметил один из представителей студенческого правительства дублеров, в планах московских градоначальников пока нет «логики пути». Для того чтобы жители пользовались подземными стоянками и магазинами, они должны быть сателлитами транспортных и пассажиропотоков. Иначе строительство не оправдает себя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
682
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
890
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
731
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
600

Другие новости