0
7388
Газета Интернет-версия

13.11.2002 00:00:00

Образ российского ученого

Наталья Резник

Об авторе: Наталья Резник - агентство "ИнформНаука", специально для "НГ".

Тэги: наука, ученый, образ, опрос


наука, ученый, образ, опрос Одно из проявлений кризиса в российской науке - старение кадрового состава исследователей.

У науки много фундаментальных интересов, в том числе ее весьма занимают взаимоотношения, которые складываются между нею и обществом.

Мнение российских ученых о времени и о себе известно: они переживают психологический кризис. А что думают о тружениках науки другие люди? Елена Володарская, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник сектора социальной психологии науки Института истории, естествознания и техники РАН, опросила несколько сотен студентов московских вузов; некоторые овладевают гуманитарными профессиями (психолог, педагог, журналист), другие же специализируются в области естественных наук: химии, биологии и математики.

Другую часть опрошенных составили учителя средних школ, директора, методисты и завучи - всего 50 человек, которые в процессе работы должны использовать последние достижения педагогической науки.

Всем участникам опроса предложили закончить две фразы: "Я считаю, что большинство россиян думают о современном российском ученом следующее..." и "По моему мнению, большинство россиян относятся к ученым в условиях современного развития науки в России следующим образом...".

Было и третье задание: каждый должен был указать, какие ассоциации вызывают у него слова "современный российский ученый". Психологи получили 1499 суждений по данному вопросу и принялись их анализировать. Первые два места заняли категории "Бедность" и "Ум", которые полностью отражают сегодняшнее положение ученого. Ученым также присущи "Творчество" и "Увлеченность". Эти четыре характеристики составляют более четверти всех полученных суждений. Все положительные оценки связаны исключительно с личностью ученого: он самоотверженный энтузиаст, талант и умница.

Но респонденты не только восхищаются учеными, но и осуждают их, в частности, за бесполезность их труда и презирают за то, что они продолжают влачить жалкое существование. Интересно, что подобные оценки исходят от студентов и учителей, то есть людей столь же необеспеченных, как ученые. По мнению Володарской, студенты и учителя дают заниженную оценку другой социальной группе, чтобы усилить невысокую оценку собственной группы. Нищета нищетой, однако в обществе зарождается представление об ученом как о богатом человеке, научная деятельность которого приносит доход. Появился новый образ - ученый-предприниматель, который разительно отличается от научного сотрудника советской формации. В образ ученого вошло и такое понятие, как "Грант" (о нем вспомнили 5,5% опрошенных).

Образ российского ученого состоит из четырех частей. Интеллектуальный потенциал людей науки и их профессиональная деятельность достойны восхищения и уважения. Наши ученые образованны, интеллигентны, умны, профессиональны, увлечены работой и вообще творческие личности. Психологические же особенности и социальное положение (беспомощность, бедность, бесполезность и оторванность от жизни) вызывают у опрошенных презрение и жалость. Интересно, что возможные способы перемены такого положения ("Подработка", "Бизнес" и "Отъезд за рубеж") вызывают осуждение общества.

Результаты опроса - свидетельство того, что недостаточно эффективная политика государства в области науки разрушила прежний образа ученого, человека, чей труд почетен, необходим государству и, следовательно, хорошо оплачивается. А новый образ, увы, негативный. Прежде всего это относится к исследователям, занятым фундаментальной наукой, которая, как известно, не дает немедленных результатов, тем более материальных. Именно работа за идею и вызывает в современном обществе непонимание и осуждение.

Помните ли вы булгаковского профессора Преображенского, который считал, что разруха в головах? Так вот, кризис науки, по мнению Володарской, это прежде всего кризис общества, оценивающего нынешний этап развития науки как кризисный. Общественное мнение отражает не истинную способность науки добывать новые знания, а лишь утрату интереса к науке. Такому положению дел мы обязаны отчасти средствам массовой информации, которые рассказывают об отечественных исследованиях с упором на их бедственный характер. Полезней было бы заняться популяризацией реальных достижений российских ученых, принять меры, которые сделали бы развитие фундаментальной науки и наукоемкого производства необходимым и выгодным. А учет общественного мнения поможет сделать эту политику эффективной и действенной, что привело бы наконец к подъему престижа научной деятельности и социального статуса ученого в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
392
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
275
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2079
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1602

Другие новости