0
5051
Газета Печатная версия

22.10.2019 22:05:00

Как скрестить ИИ с человеческими ценностями

Высокие технологии в ситуации постмодерна

Александр Рудаков

Об авторе: Александр Рудаков – исполнительный директор Центра гуманистической экологии и культуры.

Тэги: ии, искусственный интеллект, робот, общество, человек, культура, технологии

Читайте также:


ии, искусственный интеллект, робот, общество, человек, культура, технологии Возможно, если человек попытается изменить фундаментальные настройки в ИИ, то и сам человек окажется лишним на этой планете. Фото Андрея Ваганова

«Монополист в сфере искусственного интеллекта может стать властелином мира». Эти слова Владимира Путина, сказанные им 30 мая на совещании по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта (ИИ), сразу же обросли интерпретациями. Между тем, если вчитаться в смысл высказывания, то становится понятно: в нем присутствует не только постановка технологической цели, но и озабоченность возможностью развития процесса в деструктивном, опасном для человечества направлении.

Трудно не согласиться с мыслью о том, что здесь присутствуют не только «колоссальные возможности», но и «трудно прогнозируемые сегодня угрозы». И самая серьезная из них действительно связана с монополизацией, сосредоточением «контрольного пакета» нового направления в одних руках. Причем речь идет не только о технологическом лидерстве, совершенстве систем, но и об их концептуальных настройках.

На сегодняшний день большинство разработчиков едины в том, что системы ИИ должны создаваться таким образом, чтобы их цели и поведение были схожи с человеческими ценностями на протяжении всей их работы. Равно, как и в том, что развитие ИИ не должно вступать в противоречие с задачами устойчивого развития, и наносить ущерб экосистемам. Казалось бы, все ясно, но...

Технологии – как правило, универсальны. А вот представления о том, что такое «ущерб экосистемам», могут сильно различаться у различных групп населения земного шара. К примеру, у активистов WWF, создающих спецотряды для защиты редких животных, и жителей Непала и Конго, практикующих традиционные виды охоты.

А что делать, если завтра некто, получивший монополию на ИИ, поставит вопрос о глобальной системе правосудия, объективной и беспристрастной? Какие ценности и принципы будут заложены в алгоритм? Или представим себе создание глобальной системы социальных рейтингов, подобных той, что уже действует сегодня в Китае.

Допустим, в КНР ее наличие заставляет серьезно задуматься хулиганов, нарушителей правил дорожного движения и хронических неплательщиков по кредитам. Но что делать, если потенциальный создатель подобной системы в планетарном масштабе будет оценивать нас по совершенно другим принципам? Например, заинтересуется нашим мировоззрением? И будет поощрять за «правильные» убеждения, выраженные в тех же социальных сетях, и карать за «ошибочные»?

А если речь пойдет об автоматизированных системах управлениях и придется выбирать: закрыть ТЭЦ с ее выбросами парниковых газов или оставить без тепла живущих поблизости людей?

Еще более остро стоит вопрос о нашей готовности ответственно и последовательно следовать ценностным ориентирам в вопросах развития ИИ.

Казалось бы, наступление цифровой эпохи требует от человечества качественно нового уровня осознанности. Однако культурный код постмодерна диктует совсем другое поведение – инфантильное, эгоцентричное и во всех отношениях раскрепощенное. В этом контексте вопрос стоит сегодня даже не о том, выйдет ли ИИ из-под контроля человека, погрузив человечество в ситуацию, хорошо показанную в голливудских блокбастерах вроде «Матрицы» или «Терминатора».

Речь идет о нашей способности задать процессу ценностное направление и контролировать его на всех этапах. Особенно на фоне продолжающейся борьбы с «репрессивной моралью» и становящихся мейнстримом суждений о том, что никаких вечных, незыблемых ценностей нет. Ценности, мол, меняются вместе со сменой поколений, если не быстрее. Одни ценности были у бебибумеров, другие – у поколения Х, третьи – у миллениалов. По‑разному смотрят на мир советские комсомольцы – строители БАМа, «малиновые пиджаки» 90-х и сегодняшние хипстеры на гироскутерах.

Конечно, бросать с чувством собственного превосходства такие сентенции в лицо священнику или учительнице обществознания безопасно и ненаказуемо. Совсем другое дело – искусственный интеллект. В романе Артура Кларка «Одиссея‑2001» описана реакция ИИ на попытку человека изменить фундаментальные настройки заложенной в него программы. И это была грустная история.

Очень похоже на то, что развивать ИИ, обходя трудно прогнозируемые сегодня угрозы, сможет лишь тот, кто способен ответственно и осознанно подойти к вопросу о ценностях. В противном случае есть риск, что игровая и имитационная аксиология (философская наука о ценностях) постмодерна приведет нас к неспособности передать самообучающемуся искусственному интеллекту устойчивые ценностные ориентиры. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Впрочем, будем оптимистами. Возможно, что уже очень скоро будет сформирован качественно иной запрос на лидерство в сфере развития ИИ. Лидером станет тот, кто сможет передать ИИ ценностный капитал человечества, сделав его по‑настоящему безопасным и гуманным. Не приносящим человека в жертву экономоцентризму, а раскрывающим новые возможности для развития, совершенствования, творчества.

Можно ли хотя бы помечтать о том, чтобы таким лидером стала Россия? А почему бы и нет?!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Средние цены на жилье поползли вниз

Средние цены на жилье поползли вниз

Михаил Сергеев

Инвестиции в квартиры сильно проигрывают банковским депозитам

0
1025
Белоруссия вступила в санкционную войну с Литвой

Белоруссия вступила в санкционную войну с Литвой

Дмитрий Тараторин

Минск наложил запрет на импорт ряда товаров из недружественной страны

0
1330
Туркменистан близок к своей цели – экспорту газа в Европу

Туркменистан близок к своей цели – экспорту газа в Европу

Виктория Панфилова

На восточном направлении Ашхабад ограничился региональным проектом

0
1377
Брюссель и Рим включили Каир в схему контроля над миграцией

Брюссель и Рим включили Каир в схему контроля над миграцией

Данила Моисеев

В условиях роста инфляции Египет нуждается в финансах

0
727

Другие новости