0
1001
Газета Печатная версия

19.09.2002

Озарения и графомания

Тэги: Баран, хлебников


Хенрик Баран. О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. - М.: РГГУ, 2002, 416 с.

Тексты Хлебникова словно специально предназначены для филологов: практически каждое слово нуждается в комментариях специалиста. Отсюда - от сложности - и разброс оценок его творчества: гениальные озарения или графоманская бессмыслица? Американскому слависту Хенрику Барану увлеченность Хлебниковым не мешает трезво смотреть на вещи и наряду с "высочайшей точностью повествования" видеть в некоторых его произведениях "деформированность и рыхлость". Это, прямо скажем, редкое для исследователей Хлебникова и тем более ценное качество.

Сборник Барана "О Хлебникове" составлен по преимуществу из уже публиковавшихся в различных изданиях работ, но и в их объединении есть внутренняя логика и смысл. Автор свободно переходит от общего - от анализа, например, мифотворчества Хлебникова - к частному - к решению конкретных текстологических задач.

Большая часть исследований посвящена поиску хлебниковских источников, словесных и изобразительных. Баран подчеркивает, что "контексты, в которых приходится рассматривать творческое наследие Хлебникова, предельно разнообразны", и обращается к таким далеким друг от друга, но одинаково важным источникам, как живопись, газетные публикации, научные труды. Основательна и работа, проделанная с архивными материалами, с рукописями.

В первом разделе ("Утопии футуриста") рассмотрено мифотворчество Хлебникова, чье воображение, как утверждает исследователь, "с легкостью сочетало научные понятия с религиозными представлениями разных народов, события древней и новейшей истории с сюжетами, заимствованными из литературы┘", и в текстах которого всегда было много "заимствований из самых различных культур, от славянского язычества до Рима и Японии". Исследователь делает любопытный вывод, что "подход к Хлебникову как к мифологизирующему поэту хорошо согласуется с его увлечением математикой".

Второй раздел ("О прозе и стихах") посвящен источникам прозаической повести "Ка" и нескольких стихотворений. Особенный интерес вызывает впервые опубликованная статья "К истолкованию одного стихотворения", в которой помимо подробного анализа текста "Усадьба ночью, чингисхань!.." впервые в научный оборот вводится изобразительный источник нескольких произведений Хлебникова - работы бельгийского художника Фелисьена Ропса.

Подобными находками изобилуют впервые опубликованные вместе "Десять заметок о Хлебникове" (третий раздел - "По рукописям поэта"), в каждой из которых использован архивный материал. Автор определяет эти заметки как "результат попыток проникнуть в мир текстов Хлебникова, как завершенных (термин весьма условный в применении к его произведениям), так и черновых, относящихся к сфере первоначального поэтического хаоса". В заметке "Немного геополитики" приводится красноречивый "отрывок из группы фрагментов, посвященных историческим вычислениям" (ими занимался Хлебников, пытаясь вывести "законы времени"): "В будущем России предстоит поединок с Америкой за Азию/ Русский союз независимых государств┘" Поистине, изучение архивов чревато сюрпризами.

В завершающих книгу "Новых заметках" Баран обращается и к материалам газет, и к забытой книге забытого автора, и к известной "Истории человечества".

Хороший язык, множество находок, логичность и доказательность изложения, а также научная добросовестность (так, исследователь снабдил некоторые статьи постскриптумами, где анализирует материалы, появившиеся после первой публикации статей, и пересматривает собственные позиции) делают книгу Хенрика Барана интересной не только узким специалистам. С достоинствами работы связаны и ее недостатки: дотошность и основательность приводят к некоторым длиннотам в изложении, например, подчас излишне пространному цитированию.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Здравствуй, злой человек!

Здравствуй, злой человек!

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Если бы Анна Каренина не погибла под поездом, ее непременно добили бы в суде

0
3321
Зачем тебе Америка?

Зачем тебе Америка?

Александр Гальпер

Хронология двух знакомств

0
2622
Выставка. "История любви"

Выставка. "История любви"

0
1543
Пушкин явился!

Пушкин явился!

Владимир Шемякин

Вечер поэзии киевлянина Александра Кабанова прошел в Москве без автора

0
1296

Другие новости

Загрузка...
24smi.org