0
452
Газета Печатная версия

17.10.2002

Обрезание по-русски

Тэги: Энгельштейн


Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению / Авториз. пер. с англ. В.Михайлина при участии Е.Филипповой и Е.Левинтовой. М.: Новое литературное обозрение, 2002, 336 с. Серия "Historia rossica".

Удивительна и полна тайн загадочная американская душа! Добровольно приехать в варварскую Россию и без принуждения променять отраду аудиторий Йельского университета на сырой подвал Казанского собора! И все это не корысти ради, а токмо волею благородного стремления к достижению научной истины. Нет, все-таки тяга к страданиям заложена у американской нации в крови!

Но шутки в сторону. Перед нами чуть ли не первое научное исследование, посвященное изучению самой экзотической российской секты - секты скопцов. До этого о скопцах писали или из утилитарных (пропагандистско-юридических) соображений, либо они упоминались в исследованиях, посвященных другим русским сектам, чаще всего хлыстам. Отдельно скопцами, кажется, никто из российских исследователей не занимался. И возможно, справедливо - возникшая как экстремальное крыло хлыстовства, скопческая секта и далее продолжала сохранять с ним тесные организационные и идеологические связи. Но направление научных интересов американского профессора Лоры Энгельштейн, занимавшейся ранее вопросом "культурного содержания половой проблемы в России на рубеже XIX и XX веков", закономерно вывели ее непосредственно на скопцов. По ходу работы проблемы пола стали постепенно отходить на второй план и перед исследователем во всем своем трансцендентном ужасе встал вопрос: "Почему люди вообще становятся верующими?" Этот же вопрос беспокоил и русских большевиков, один из которых, В.Д. Бонч-Бруевич, еще до революции принялся собирать сведения о русских сектах, в том числе о скопцах. Его архив, долгие годы пролежавший в запасниках Музея истории религии и атеизма (ныне и присно Казанский собор Санкт-Петербурга), и послужил основным источником материалов для написания данной книги.

Архив включает отчеты о судебных процессах над скопцами, дореволюционные исследования "скопческой ереси", другие документы по теме, а также, что в данном случае самое важное, письма Бонч-Бруевичу самих скопцов, в которых история и вероучение секты излагаются с их собственной точки зрения. Из того, что такое специфическое собрание документов послужило в данном случае основным, если не единственным научным источником, вытекают все плюсы и минусы этой книги. Главным плюсом работы Лоры Энгельштейн, на мой взгляд, является ее "человеческое измерение" - судьбы людей так или иначе причастных к деятельности секты, их живой голос, "звучащий" в цитируемых документах. Но это же обусловило и главный минус книги - ее излишнюю заземленность. Заявленная в названии тема "Скопцы и Царство Небесное" как-то забывается, растворяется в бытовых подробностях жизни и страданий общины и ее членов. В результате книга скорее заслуживает названия "Скопцы и Царство Земное". Люди, их страдания и невзгоды в книге есть, но вопрос - во что же они верили, ради чего шли на каторгу и в ссылку, переживали мучения кастрации - остается открытым. В результате сама тема оказалась выхолощенной. Мистерии нет. В сухом остатке - этнография, "жизнь насекомых". Тогда почему скопцы? Только из-за пикантности, чтобы книга хорошо продавалась? Думать так не хочется. Лучше предположить, что материал сам навязал логику своего изложения. На это указывает и то, что дату окончания сбора архива, в связи со смертью собирателя и его корреспондентов, Лора Энгельштейн почему-то сочла временем окончательного исчезновения секты скопцов, что не соответствует истине. Автору статьи неизвестно доподлинно, существуют ли скопцы по сей день, но в середине восьмидесятых годов прошлого века он лично встречался с представителями этого религиозного направления.

И напоследок о том, чего впрямую в этой книге нет, но что появляется "между строк". Американский профессор чуть было не разгадал тайну "загадочной русской души". Все для этого в книге есть - осталось только сделать окончательный вывод. Какие черты характера, согласно распространенному мнению, присущи русским? Удаль, широта души, щедрость, гостеприимство, непрактичность, доходящая до откровенного раздолбайства, честность и прямота, доходящая до глупости, - все то, чего, по свидетельствам, помещенным в книге, лишались скопцы после известной процедуры. На ум сразу приходит Кощей Бессмертный и то, куда народная фантазия помещает его жизнь/смерть. Русский народ всегда питал слабость к аллегориям, подменяя нелицеприятную действительность красочными поэтическими образами. Герои книги Лоры Энгельштейн радикально избавлялись от своей земной природы, в том числе и от своей русскости. Голуби небесные национальности не имеют. Они разыгрывали на подмостках истории трагический балаган, и кровь в этом представлении текла настоящая. Жаль, что в книге эта кровь больше напоминает клюквенный сок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org