0
3124
Газета Интернет-версия

24.11.2011 00:00:00

Пока не лопнут щеки

Тэги: кандинский, воспоминания


кандинский, воспоминания А кому-то – дядя Вася.
Василий Кандинский. Пестрая жизнь. Мюнхен, Ленбаххаус

В этом году в одном месяце совпали две памятные даты, объединившие имена автора публикуемых воспоминаний и их героя. 2 декабря исполняется 100 лет со дня рождения историка литературы, пушкиниста и библиографа Ксении Петровны Богаевской. Две недели отделяют этот юбилей от другой, более скромной, но ничуть не менее заметной даты – 16 декабря исполнится 145 лет со дня рождения выдающегося художника и теоретика искусства Василия Васильевича Кандинского.

Предваряя публикацию «скромных», по выражению их автора, мемуарных записей, сказать несколько слов о судьбе Богаевской. Она родилась в Москве. С детства проявляла интерес к литературе и изобразительному искусству. В октябре 1927 года она поступила на Высшие государственные литературные курсы, где познакомилась с Мстиславом Александровичем Цявловским, работавшим в то время над составлением «Словаря пушкинского языка». Ученый привлек ее к библиографической работе. Осенью 1929 года Литературные курсы закрылись, и некоторые студенты были приняты в Московский университет. Для Богаевской главным препятствием стало ее дворянское происхождение (ее мать – урожденная княжна Львова). Да и заочное отделение при Государственной академии художественных наук, куда она записалась, вскоре прекратило свое существование – академия была расформирована и переименована. Таким образом, молодая исследовательница была лишена возможности получить высшее образование. С этого времени она становится постоянным секретарем Цявловского, помогает ему в составлении и редактуре «Путеводителя по Пушкину» (1930), а также в подготовке его собственных работ. В 1933 году Богаевская стала научным сотрудником Литературного музея, основателем и первым директором которого был Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, а в 1936 году была принята в штат Всесоюзной пушкинской выставки. Впоследствии, когда на основе ее богатейшей коллекции был создан музей, Богаевская начала работу в Секторе рукописей, которым руководил Цявловский. В 1939 году вернулась на работу в Литературный музей. К этому времени уже увидела свет ее книга «Пушкин в печати за сто лет (1837–1937)», ставшая итогом многолетних библиографических поисков. В годы Великой Отечественной войны она приступила к составлению библиографического указателя, посвященного жизни и творчеству Белинского. Кроме того, Цявловский, задумавший в это время «Летопись жизни Пушкина», предложил Богаевской принять участие и в этой работе.

В 1949 году Богаевская стала сотрудницей редакции «Литературного наследства» и на протяжении пяти десятилетий участвовала как редактор, библиограф и автор в подготовке многих томов этого фундаментального издания, посвященных Пушкину, Белинскому, Тургеневу, Достоевскому, Чехову, литературному наследию декабристов. Вместе с Ильей Самойловичем Зильберштейном она собирала материалы для тома, посвященного Лескову, – под названием «Неизданный Лесков» он вышел в двух книгах в 1997–2000 годах. Богаевская выступила в нем не только как ответственный редактор, но и как автор ряда публикаций. Собирание, изучение и издание литературного наследия Лескова стали своего рода духовным завещанием мужа Ксении Петровны – Сергея Петровича Шестерикова, знатока творчества Лескова, талантливого литературоведа, погибшего в 1941 году на фронтах Великой Отечественной войны.

В 1960–1990-е годы она постоянно обращалась к работе над воспоминаниями. Ее работы посвящены Мстиславу и Татьяне Цявловским, Сергею Шестерикову, Юлиану Оксману, Илье Зильберштейну, Сергею Макашину, Ивану Сергиевскому, Борису Томашевскому, Павлу Шереметеву, Георгию Шенгели, наконец, совсем краткие, но весьма любопытные наброски, посвященные Михаилу Кузмину и Андрею Белому.

Умерла Ксения Петровна 4 июля 2002 года в Москве, на 91-м году жизни.

К числу тех записей, которые она не успела или по своей скромности не захотела публиковать, относятся и те три машинописные страницы, которые мы и предлагаем вниманию читателей. Воспоминания о Кандинском публикуются по авторизованной машинописи, хранящейся в фонде Шестерикова–Богаевской в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Максим Фролов

***

Я пишу эти несколько строк о Кандинском, очень незначительных и скромных, ибо, кто знает, что может понадобиться в будущем для биографии выдающегося человека?

Василий Васильевич Кандинский – знаменитый в Европе художник, основоположник абстрактной живописи, был большим другом моих родителей.

В молодости он хотел стать политэкономом, увлекался правом и учился вместе с моим отцом Петром Михайловичем Богаевским в Московском университете. Отсюда и произошло их знакомство (мой отец окончил юридический факультет в 1891 году; когда окончил Кандинский – не знаю <художник окончил юридический факультет Московского университета в 1893 году. – Прим. публ.>).

Связывали их также этнографические интересы <оба они были членами Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; в 1889 году, прервав учебу в университете по состоянию здоровья, Кандинский отправился в этнографическую экспедицию по Вологодской губернии (подробнее об этом см. статьи и публикации литературного наследия художника, осуществленные Натальей Автономовой). – Прим. публ.>.

15 июня 1894 г. мои родители повенчались. Кандинский был шафером на их свадьбе.

Вскоре он стал большим другом и моей матери. Часто (в годы 1903–1910) они встречались за границей, в особенности в Мюнхене, где Кандинский много лет жил, занимаясь живописью (он называл Мюнхен своим «вторым домом» <в 1896–1914 годах художник жил и работал в Мюнхене, затем вернулся в Москву. – Прим. публ.>).

***

На его книге «Uber das geistige in der Kunst» <«О духовном в искусстве». – Прим. публ.> (Mьnchen, 1912) имеется надпись: «Неизменному другу Б.Д.Богаевской. Кандинский. Мюнхен 28 XII 11».

Моя мать говорила мне, что она уничтожила «целый сундук» писем к ней Кандинского, считая, что их отношения касались только их одних и не должны стать общим достоянием. Избежали уничтожения лишь семь открыток (за 1902–1907 гг.), обнаруженных мною в альбоме с заграничными видами.

На одной из них без даты, видимо 1905 года, Кандинский писал маме из Туниса в Париж: «Быть может, мы увидимся где-нибудь в Италии <┘> Последние вести с войны делают мучит<ельную> путаницу чувств. Шатания русск<ого> правительства ужасны».

26 апреля 1914 г. на открытке с видом Айнмиллерштрассе в Мюнхене он спрашивал маму: «Узнаешь ли свои ворота? Ух, давно это было! Не правда ли? Мой дом, кажется, будет готов в июле. В августе надеюсь приехать и уже в нем остановиться┘» (дом Кандинского, построенный по его рисунку, сохранился: в Долгом пер., ныне ул. Бурденко, № 8/1).

6 января 1914 г.: «Сердечный привет тебе, милой крестнице и желания всего, всего лучшего в новом году». «Крестницей» Кандинского была я (но крестил он меня заочно, т.к. сам в это время, в январе 1912 года, находился в Мюнхене).

***

Мама говорила, что Кандинский очень любил повторять фразу из «Короля Лира» Шекспира: «Дуй, ветр, пока не лопнут щеки». В одном из писем к ней он сообщал о том, как И.Э.Грабарь, посмотрев какую-то его новую картину, промолчал явно неодобрительно, и заканчивал строкой: «Дуй, ветр, пока не лопнут щеки!»

***

Я рано начала говорить. В один из приходов к нам Кандинского, осенью 1912 года, мама рассказала ему, что я знаю уже многие слова (мне в это время было 10 месяцев). Он рассмеялся и ответил:

– Все матери одинаковы. Этого не может быть!

Но как раз в это время вошла няня со мной на руках. «Яблоки!» – закричала я, увидев на столе вазу с фруктами.

– Теперь я верю, – сказал Кандинский.

***

К сожалению, я была слишком мала, когда мы расстались с Кандинским, и он навсегда уехал за границу <в 1921 году Кандинский покинул Россию навсегда, уехав в Берлин; в 1933 году, после прихода к власти нацистов, переселился во Францию, где и окончил свои дни. – Прим. публ.>.

Помню только баловавшего меня «дядю Васю», высокого человека в безукоризненном черном костюме с белыми воротничками. Он меня всегда сажал на ногу и качал.

В памяти остался один конкретный маленький эпизод.

Кандинский входит в нашу столовую (в квартире в доме Бабанина в Клементовском пер., ныне дом № 8) с подарком для меня – плетеной игрушечной мебелью. Я бросаюсь к нему навстречу и хочу обнять, а он с испугом меня отстраняет и спрашивает маму:

– Что это? У нее флюс?

На самом деле щека моя оттопыривалась от засунутой туда конфеты. Потом я уже оказываюсь у него на коленях, прыгаю и блаженствую от ощущения душевной близости и любви.

1981 г.

Публикация и предисловие Максима Фролова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
573
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
719
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
607
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
491

Другие новости