0
2522
Газета Интернет-версия

13.12.2012 00:00:00

Плуты и радетели, злато и дух

Карен Степанян

Об авторе: Карен Ашотович Степанян - доктор филологических наук, вице-президент Российского общества Достоевского.

Тэги: достоевский, предсказание, степанян


достоевский, предсказание, степанян Что хотят, то и делают...
Аньоло Бронзино. Венера, Купидон и Время (аллегория похоти). 1540–1545. Национальная галерея, Лондон

«И вот сын петербургских отцов самым спокойным образом отрицает море народа русского и принимает его за нечто косное и бессознательное, в духовном отношении ничтожное и высшей степени ретроградное. «Велика-де Федора, да дура, годится лишь нас содержать, чтобы мы ее уму-разуму обучили и порядку государственному» <…> Изучают отечество в канцеляриях и, разумеется, чему-то научаются, но не России, а совсем иному, подчас очень странному. Это что-то иное и странное России и навязывают». Замените в этих строках Достоевского слово «петербургских» на «московских» (а, пожалуй, просто добавьте) и «канцелярии» на «офисы» – и получите точную характеристику отношения многих нынешних «креативных» интеллигентов к живущему за пределами столиц «косному», «тупому», «совковому» «быдлу», по советской привычке голосующему за Путина, никак не желающему «поумнеть» и задуматься над насущными правами человека и настоятельной необходимостью модернизации. Интеллигенция наша, с горечью констатировал Достоевский, убеждена в своем праве «возносить народ до себя. Если же народ окажется неспособным к образованию, то – «устранить народ». Это жуткое прозрение Достоевского после 1917 года нередко оправдывалось в прямом своем смысле, а ныне – в более мягкой форме: мнение народа учитывать не стоит. Заявила же недавно одна из ведущих сотрудниц «передовой» радиостанции (имена здесь и далее не называю, потому что пишу не о конкретных людях, а о тенденциях): «Такое наступило время, когда нечего задумываться над глобальными вопросами вроде «пользы для народа». Каждый отвечает только за себя». Между тем «способность быть гражданином, – писал Достоевский, – это и есть способность возносить себя до целого мнения страны».

Статьи Достоевского из «Дневника писателя» – уникального моножурнала, на страницах которого он в 1870–1880-х годах вел диалог со всей Россией, – вообще можно печатать на первых полосах нынешних газет, и никто не догадается, что написано это не сегодня (разве что по стилю – ныне так красиво и убедительно не пишут).

Когда оказался не услышан его наиболее открыто-публицистический роман «Бесы» – где с поразительной точностью предсказано все имеющее произойти в России и в ближайшем, и в отдаленном будущем, – вспомним хотя бы осквернение иконы Богородицы, с чего и началась смута в городе N. (тут ведь не только похищение и осквернение всероссийской святыни – Казанской иконы Божией Матери за несколько месяцев до революции 1905 года, но и указание на нынешние события), или вот такой пассаж о наступившей смуте в умах, в результате которой «передовые люди» оказались вдруг окружены отребьем: «А между тем дрянные людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать все священное <…>, а первейшие люди, до того так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать, а иные так позорнейшим образом подхихикивать» – так вот, когда этот роман оказался не услышан, Достоевский стал говорить с Россией напрямую, через «Дневник писателя». Некоторые злободневные мысли оттуда и попробуем вспомнить сегодня.

Обособление

Самым страшным для Достоевского в те годы представлялось все усиливавшееся в стране разделение и «обособление»: между богатыми и бедными, между верующими и атеистами, между интеллигенцией и народом, а в самой интеллигенции – между славянофилами и западниками. Подлинных представителей либеральной мысли было немного, но зато появилось очень много «плутов, торгующих либерализмом», утверждавших, что «варварская» Россия не способна к самостоятельному развитию. «Мы видим доблесть в даре одно худое видеть, – с горечью писал Достоевский, – тогда как это одна лишь подлость». Наиболее радикальные перешли к прямой войне с государством, устроив настоящую охоту на Александра II как главного виновника всех бед. Чем все закончилось, известно. Но даже в те времена не звучали призывы к такому разделению, о котором всерьез говорится сегодня. Заявил же недавно один известный писатель: в России много народов, даже среди русских есть разные народы, живущие по своим законам, в единой стране им ужиться невозможно (много веков почему-то было возможно…). Утверждается и желательность разделить Русскую православную церковь на множество отдельных церквей, чтобы каждый мог выбрать себе церковь по вкусу. Между тем известно ведь, что станет с организмом, если руки отделить от ног, а голову от туловища…

Еще одним результатом столь долго чаемой свободы (отмена крепостного права, либеральные реформы) стал в 1860–1870-е годы почти мгновенно утвердившийся культ «денежного мешка». «В народе началось какое-то неслыханное извращение идей с повсеместным поклонением материализму. Материализмом я называю в данном случае преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка. В народ как бы вдруг прорвалась мысль, что мешок теперь всё, заключает в себе всякую силу. <…> Народ видит и дивится такому могуществу: «Что хотят, то и делают» – и поневоле начинает сомневаться: «Вот она где, значит, настоящая сила, вот она где всегда сидела; стань богат, и всё твое, и всё можешь». Развратительнее этой мысли не может быть никакой другой». Утратились всякие критерии нравственности: «Нравственных идей теперь совсем нет; вдруг ни одной не оказалось, и, главное, с таким видом, что как будто их никогда и не было» (это из написанного в 1874–1875 годах романа «Подросток»).

Все это вело к усилению пороков в народе, и главного из них – пьянства. Достоевский с горечью писал о таких случаях, которые сейчас вряд ли вызвали бы удивление: отпилили бронзовую руку у памятника Сусанину и отнесли в качестве платы в кабак, а в кабаке приняли; загорелось село – и целовальник обещал, что, если бросят спасать церковь, а спасут кабак, он выкатит народу бесплатную бочку водки – кабак отстояли, а церковь сгорела. «Примеры эти еще пока ничтожные ввиду неисчислимых будущих ужасов».

Но «чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно или даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок». Когда в последние века русский народ поднимался на «высоту духа»? В первую и главнейшую очередь когда спасал свое Отечество в абсолютно, казалось бы, безнадежных ситуациях: когда враг был в столице и государства вроде бы уже не существовало (1612 год), когда победоносные наполеоновские и спустя полвека гитлеровские войска, перед которыми как карточные домики падали европейские государства, обрушивались всей мощью на Россию. И вот эти-то подвиги народные и подвергаются наибольшей идеологической атаке в последние годы…

Церковь

По другому волнующему нас сейчас поводу – отношениям Церкви и общества, положению дел в самой Церкви – Достоевский тоже высказывался неоднократно. И тогда, как и теперь, писали о том, что вся вера народа – от безграмотности, верит он лишь в обряд и молится «доске» (великая красота и глубина древнерусской иконописи тогда еще не были открыты и лишь интуитивно угадывались такими гениями, как Достоевский). То же происходит сейчас – написал же недавно уважаемый автор по поводу церковных событий минувшей зимы: «Может создаться впечатление, что православие без остатка сводится к поклонению материальным реликвиям, культу тряпочек и косточек». Но, предупреждал Достоевский, «кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего <…>, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть и каким себе напредставит его».


"А ведь в этом и всё"
Василий Верещагин. Великая церковь Киево-Печерской лавры. 1905. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

И тогда (но, конечно, не с такой интенсивностью и яростью, как сейчас) «средства массовой информации» обличали священников и монахов в мздоимстве, пьянстве и даже прямом разврате. Достоевский признавал, что многое в этих обвинениях верно: «Обеспечить их (священников. – К.С.) надо, но желательно было бы в них видеть и подвиги самоотвержения…» Но, как и в отношении к народу, в своем видении Церкви он придерживался тех же принципов, разоблачая прием так называемой группировки фактов. «В сущности, в этой группировке фактов всегда заключается только половина правды, а лишь половина всей правды, по-нашему, хуже лжи. Прямую ложь еще можно опровергнуть, но как опровергнуть целую систему фактов, если они справедливы? <…> Но если грех и мерзость (в Церкви. – К.С.) были еще при святом Феодосии и в первые века христианства, то были зато и сам св. Феодосий, и мученики за Христа, и основатели христианства, и основатели всего современного христианского общества. А ведь в этом и всё». И тогда, и потом «в церквах и во многих религиозных обществах повторялись несомненно подобные же случаи и, в конце концов, не повредили решительно ничему». И сейчас в русских монастырях есть «много чистых сердцем людей», есть «несколько строгих, смиренных и богобоязненных старцев», может, именно они «ведут и сохраняют таинственно людей».

Россия и Европа

Что говорить, порой (например, когда выйдешь на заплеванную с самого утра привокзальную площадь) вспомнишь слова Достоевского: «В злые минуты мне представлялась иногда Россия какой-то трясиной, болотом, на котором кто-то затеял построить дворец». Никогда не мог читать эти слова без кома в горле. Но за помощью обращаемся к Достоевскому же: как без веры в бессмертие души нет жизни для отдельного человека, так и «без великой мысли не живет» ни народ, ни человечество. Если мысль о «болоте» верна, значит, не жить России. А если не жить России, то зачем тогда жизнь каждого из нас, зачем мы все? Человек, однако, рожден для жизни, и значит, все, что ведет к уничтожению, к отказу от жизни, есть наветы «отца лжи». В чем же заключается для Достоевского эта «великая идея» России?

«Великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его <…> окончательное слово братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону! <…> Русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа во всех своих национальностях»; «национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение». И тогда, и теперь над этими словами Достоевского в нашей стране смеялись, а на Западе считали их доказательством того, что даже гениальные умы России лелеяли мечту о завоевании Европы. На слова о «братском единении» не обращали внимания или считали лицемерием, зато обильно цитировали инвективы писателя в адрес европейских народов. Но на самом деле отношение Достоевского к Европе было сложным. Европа для него всегда была «страной святых чудес» – чудес, созданных духом, умом, гением европейцев; «Европа нам второе отечество <…>. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия <…>. У нас – русских – две родины: наша Русь и Европа». Но в результате вероисповедного и, как следствие, культурного и цивилизационного размежевания в Средние века Россия и Европа двинулись по разным путям. В Европе главенствующей идеей становились права личности, все более отдалявшейся от Бога, все более склонной видеть свою жизнь ограниченной земными рамками (как следствие – великие успехи в науке и технике, в достижении все большего бытового комфорта). В результате жизнь на Западе уже во времена Достоевского очень точно характеризовалась его формулой: «Страстная жажда жить и потеря высшего смысла жизни». В России же утверждалась другая идея.

«Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, – это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие». «Вглядитесь и увидите, что у нас прежде всего вера в идею, в идеал, а личные, земные блага лишь потом» (сейчас, конечно, делается все, чтобы сломать этот цивилизационный код). Естественно, что жизнь, основанная на такой идее, кажется Европе – как все органически чуждое – непонятной, загадочной, а потому угрожающей мировому порядку. «Мы для них (европейцев. – К.С.) совсем другой мир, точно с луны сошли <…> идею мы несем вовсе не ту, чем они, в человечество – вот причина!». К этому добавляется и идолопоклонство перед Европой, и во времена Достоевского присущего многим из «образованного сословия», а ныне усилившееся стократ, и бахвальство богатством у выезжающих за границу (рождающееся из того же комплекса неполноценности). Не удивительно, что ныне Россию в мире или боятся, или презирают (а порой то и другое вместе). «Великой мысли» от нее не ожидает почти никто.

Но, писал Достоевский, «если взять за правило, что обо всех мировых событиях <…> надо непременно судить по принципу: «Нынче как вчера, а завтра как сегодня», – то <…> правило это решительно ляжет вразрез с историей наций и человечества». Если бы кому-нибудь в 70-х годах прошлого века обрисовать нынешнее положение в стране и мире, на вас посмотрели бы с недоумением или сочувствием в лучшем случае.

Над предсказаниями Достоевского вообще часто смеялись (пока все не «оправдывалось действительностью», как грустно писал он). Уже в наше время довелось быть свидетелем спора между двумя известными филологами по поводу комментариев к собранию сочинений Чаадаева: как нам отнестись к предсказаниям Достоевского по поводу братской семьи славянских народов во главе с Россией, учитывая то, что происходит ныне не только в Чехии и Польше, но и в Болгарии, и даже в Украине и Белоруссии? Однако Достоевский предвидел и такой временный период в отношениях восточных славян с Россией: «Не будет у России и никогда еще не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!»

Но для того, чтобы приступить в будущем к осуществлению своей великой идеи, России сегодня надо сохраниться как сильное и независимое государство (сознательное или подсознательное понимание этого и объясняет столь не устраивающие некоторых результаты голосований) и многое изменить в себе, «излечиться» (слово Достоевского). Многие, наверное, удивятся, узнав, что предпоследняя статья Достоевского в «Дневнике писателя» была посвящена финансам. Но не о дебетах, кредитах и процентах там шла речь, а о том, что занимало писателя все эти годы: какая бы «благословенная сила» явилась на Руси, если бы осуществилось «единение духовное» – и какие бы были «годовые бюджеты!». Не удалось тогда в России достичь единения духовного – и результатом стал трагический ХХ век.

Удастся ли сейчас? Или сбудется еще одно пророчество Достоевского (однажды уже сбывшееся): «Тем временем могут наступить великие факты и застать наши интеллигентные силы врасплох»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1600
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
784
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4026
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3123

Другие новости