0
3284
Газета Интернет-версия

01.08.2013 00:01:00

Фантазии юрисконсульта

Тэги: барселла зеев, беляев, жзл


бар-селла зеев, беляев, жзл

Бар-Селла Зеев. Александр Беляев. 
– М.: Молодая гвардия, 2013. – 432 с.

Самую подробную на сегодняшний день биографию писателя-фантаста Александра Беляева написал израильский литературовед, знаток русской прозы 20–30-х годов Зеев Бар-Селла (в бытность свою, до 1973 года, советским гражданином – Владимир Назаров). Одна из его предыдущих исследовательских работ была посвящена проблеме авторства сочинений Михаила Шолохова. Вывод Бар-Селлы – Шолохов был «чекистским проектом» и ни одной строчки из произведений, выходящих под его именем, сам не написал. После этой версии об авторе «Тихого Дона» израильский ученый занялся фантастикой – в лице ее главного советского классика. Скажем сразу: сенсационных заявлений типа «Беляев ничего не писал» в книге Бар-Селлы нет. Впрочем, великим мастером художественного слова биограф своего героя вовсе не считает: крепкий добротный беллетрист, выдумщик увлекательных сюжетов, не более. Но секрет литературного успеха этого писателя и его жизненный путь достойны внимательнейшего изучения, убежден Бар-Селла. Для воссоздания биографической канвы Беляева он проштудировал не только все его произведения и всю опубликованную литературу о нем, но даже неизданные мемуары, старые подшивки приключенческих журналов и провинциальных газет. Книга получилась живая и непринужденная, местами игривая и ироничная, в чем-то дискуссионная.
Книга эта – вовсе не об одной фантастике. Она – о писателе в контексте эпохи. А время, когда Беляев начал писать прозу, само по себе было фантастическим. В этом жанре в 20-е годы писали многие авторы традиционной школы. Фантастика была востребована в искусстве, ведь советская власть обещала людям совершить стремительный рывок в будущее, в неведомое. Граждан СССР завораживали технические достижения и утопические проекты жизнеустройства. Так что книги Беляева появились очень вовремя, они были плоть от плоти своей эпохи.
Между тем в молодые годы Беляев и не помышлял ни о чем научно-фантастическом. Родился он в Смоленске в семье настоятеля церкви, учился в духовной семинарии, а затем в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В родном Смоленске работал присяжным поверенным, посещал местные кружки, где собирались любители искусства. Интересовался литературой, музыкой, археологией, играл в театре. Сотрудничал в провинциальной прессе. В 1915 году в Ростове он опубликовал свое первое фантастическое произведение – рассказ «Берлин в 1925 году», навеянный событиями мировой войны и развитием технологий. Но это был нетипичный для него жанр. Беллетристику Беляев тогда писал разве что в рождественские номера газет.
26-7-2-t.jpg
Артистически одаренный Беляев
любил шутливо позировать
перед фотокамерой.
Конец 1920-х годов.
Иллюстрация из книги
Настоящим писателем он стал только в 20-е годы, когда ему перевалило за 40. Для этого, как водилось у лучших сочинителей той эпохи, он переехал с солнечного юга в густонаселенную Москву. Сначала, правда, пришлось поработать юрисконсультом в Наркомате почт и телеграфов (по своей первой специальности он трудился, даже будучи популярным романистом, вплоть до середины 30-х). А где техника – там и фантастика. Первая же художественная вещь Беляева – «Голова профессора Доуэля» – прогремела на всю страну и впоследствии многократно переиздавалась, правда, в разных авторских редакциях. Ну а потом пошло-поехало: «Властелин мира», «Человек-амфибия», «Остров погибших кораблей», «Продавец воздуха», «Звезда Кэц», «Ариэль»… Ну и масса других сочинений, часть из которых, как отмечает биограф, не перепечатывалась потом более полувека.
Конечно, фантастика – самый «вымышленный» жанр литературы. И все-таки откуда Беляев брал сюжеты своих произведений? Бар-Селла раскопал немало интересного о генезисе знаменитых романов и новелл. Беляев много читал, следил за политическими событиями и новостями науки, интересовался утопическими идеями. Он копил факты, а потом создавал с их помощью свой фантастический мир. Нетрудно заметить, что в книгах Беляева постоянно просвечивают реальные события и научные гипотезы того времени. Нашумевшие опыты по телепатии, учение Николая Федорова об оживлении умерших, труды Циолковского о мире будущего – все у Беляева шло в дело. Бар-Селла выдвинул даже предположение, что фабулу «Человека-амфибии» писателю подсказал один французский роман, выходивший также в русской черносотенной переделке в 1909 году (иезуит, жаждущий власти над миром, в ней заменен на еврея). Да и в названии звезды «Кэц», по мнению биографа, зашифровано древнееврейское «конец», то есть конец света: Беляев, как бывший семинарист-отличник, этот язык знал. Где в этой книге серьезный разговор о фантастике, а где – фантастические версии автора, порой разобраться трудно. Не биография, а приключенческий роман!
Литературные нравы 30-х обрисованы в книге весьма подробно и колоритно. Самого Беляева репрессии не задели, но в Лендетгизе шли серьезные чистки (под флагом борьбы с «красной пинкертоновщиной», якобы насаждаемой бухаринскими агентами). Приключенческая литература тоже была под бдительным присмотром органов. Тем более что фантазии в книгах Беляева иной раз носили военный характер – взять, к примеру, главу о подводных диверсантах в ранней редакции романа об Ихтиандре.
В 1941-м писатель тяжело болел, а фронт продвигался к Ленинграду стремительно. Эвакуироваться из Пушкина он с семьей не успел. В начале первой военной зимы Беляев умер, но тело его, помещенное в морг, чужие люди похоронили только весной, когда всех его родных увезли в Германию. И после войны, предполагает биограф, в недрах НКВД появилась версия, будто Беляев не умер при оккупации, а выжил и ушел с немцами, которым верно служил. Тем более в Германии в 1947-м ни с того ни с сего переиздали его давний роман «Властелин мира», написанный как раз на немецком материале. Вдобавок жена его – шведского («нордического») происхождения… В общем, книги этого писателя не выходили в СССР до ХХ съезда партии. Но потом его сочинения вернулись на магазинные полки и наступила настоящая «эпоха Беляева», совпавшая с политической оттепелью и появлением плеяды советских фантастов нового поколения.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Израиль продолжит бить по Ирану «смертоносным американским оружием»

Денис Писарев

Представители Тегерана утверждают, что не будут участвовать в переговорах с США по ядерной сделке

0
991
Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Сотрудники «Роснефти» отпраздновали День России

Татьяна Астафьева

12 июня нефтяники организовали тематические события в разных частях страны

0
712
Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Иран атакован в «сердце ядерной программы»

Игорь Субботин

Израиль начал войну с главным противником в регионе

0
1718
Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

Региональная политика 9-12 июня в зеркале Telegram

0
292

Другие новости