0
2065
Газета Интернет-версия

23.01.2014 00:01:00

Поэтический навигатор

Тэги: лучшие стихи 2012, антология


лучшие стихи 2012, антология

Это еще пока возвышенный образ.
Розальба Каррьера (1675 – 1757 ). Аполлон. 
СПб. Государственный Эрмитаж. 

книга
Лучшие стихи 2012 года.
Антология/
Составитель А. Скворцов.

– М.: ОГИ, 2013, – 304 с.

Российская поэзия – явление неоднозначное. Звенья-мостики перехода от Пушкина, Баратынского к Блоку и Ахматовой, от Мандельштама, Хлебникова к нынешним авторам зачастую кажутся опущенными, и неподготовленный читатель не всегда способен проделать сложную работу по их восстановлению. Помочь в этом призван проект «Лучшие стихи», в рамках которого вышел уже третий сборник. Составитель новой антологии Артем Скворцов – доктор филологических наук, специалист по современной поэзии и автор книги о творчестве Сергея Гандлевского «Самосуд неожиданной зрелости».

Основная идея серии антологий – объединение под одной обложкой авторов разных поэтических направлений и школ. В книге на равных представлены приверженцы и силлаботоники, и верлибра, и авангарда (от элементов постмодернизма до индивидуальной образности), и наивной поэтической речи. Сборник содержит более 200 стихотворений 140 с лишним авторов. Некоторые поэты антологии, такие как Денис Безносов, Лариса Миллер, Андрей Коровин, неоднократно публиковались в «НГ-EL».

Михаил Айзенберг и Николай Байтов привычно удивляют не конкретным и до конца ясным высказыванием, а загадочным флером между строк: в небольшом стихотворении о Москве Айзенберга город предстает мистическим монолитом, а лирический герой Байтова полон сомнений в собственной идентичности. В подборке «традиционалиста-новатора» Максима Амелина есть тревожное стихотворение, одно из лучших, на мой взгляд, в данной антологии:

Нежно-розовый нехотя 

исчезает под густо-лиловым, –

зазеваешься, кажется, 

и не сыщешь дороги туда,

где случайная музыка не успела

с умышленным словом

разминуться, развстретиться, 

где в открытое море суда

под союзными флагами 

выступают 

воинственным клином,

где вернуть не получится

безъязыкой стране голоса, –

все в сгустившихся сумерках

по иным протекает 

причинам

и последняя светлая 

поглощается тьмой полоса.

Пожалуй, нигде не встретишь такого разнообразия источников вдохновения, как в современной поэзии. Например, Владимир Гандельсман сделал героем стихотворения «Периферия» Слокенбергия – главное действующее лицо из «вставной главы» романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», парадоксально соединив этот персонаж с гоголевским майором Ковалевым.

Составитель с одинаковым интересом относится и к языковым экспериментам Натальи Горбаневской, и к традиционному письму Александра Городницкого. Задумчивое «Я всю жизнь прохожу из комнаты в комнату…» нью-йоркского поэта Андрея Грицмана сближается с рефлексией Александра Костарева, а трагические вещи Инны Лиснянской и жизнеутверждающая поэзия Ларисы Миллер схожи по внутреннему напряжению стиха: на небольшом отрезке стихотворения работает каждое слово. Творчество поэта Сергея Гандлевского представлено тремя стихами, сочетающими мужскую суровость и иронию, что, впрочем, присуще и всей поэзии автора.

Отличительная особенность трех антологий – немалое количество новых имен. Среди произведений нового сборника особенно выделяется «Пчела Паганини не жалит, не умирает» Марии Марковой. Творчество Марковой представлено в дебютной книге «Соломинка», вышедшей в 2012 году. В стихах Марии Марковой образы из детства сочетаются со своеобразным авторским осмыслением мира:

... и что, если в этот момент

прерывается звук?

Она существует, 

и все ее жертвы блаженны:

над съеденным сахаром 

розы смыкаются в круг,

и мертвый посланник – жучок

– превращается в пену…

В произведениях Андрея Таврова – автора, близкого поэтике метаметафоризма, исторические события и современность показаны с точки зрения беспокойного, хаотичного социума. По-другому видит окружающую действительность Алексей Пурин: в трех фрагментах цикла «Музыка на закате» чувствуется небывалый, почти ребяческий восторг от знакомства с Германией. Напротив, холодноватый и жесткий слог Бориса Херсонского, сниженные образы («блюющий Апполон») вызывают у читателя ощущение раздрая и неуюта.

Олег Чухонцев вслед за лирическими «Почти элегией» и «К небывшему» пишет ностальгическое большое стихотворение, практически мини-поэму «Общее фото», причем на этот раз практически не используя рифму. Последняя по времени выхода книга поэта «Фифиа» сильно отличается от традиционализма предыдущих сборников, и «Общее фото» вполне можно отнести к творчеству нового Чухонцева.

В целом можно резюмировать, что «Лучшие стихи 2012 года» – это отличный навигатор в море российской поэзии: качество составительской работы, возможность выбора ярких и достойных произведений превращает каждый выпуск этой серии в поэтическое событие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Екатерина Трифонова

КС РФ следовало бы проверить правовую определенность действующего порядка апелляции

0
747
Охлаждение экономики подогрело волну критики

Охлаждение экономики подогрело волну критики

Михаил Сергеев

Заявления об инвестиционном росте в РФ основаны на спорных данных

0
1473
В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

Дарья Гармоненко

Коновалов отказывается от муниципальной реформы, Сокол подбирает под себя бюджет

0
855
Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

0
607

Другие новости