0
2347
Газета Печатная версия

16.03.2017 00:01:05

Одних сирен несколько типов

О том, как история географии отразилась в картографии

Тэги: карты, география, зоология, животные, монстры, чудовища, миф, легенда, средние века, сцилла, харибда, океан, рай, путешествия, морж, дельфин, кит, серена, спрут, акула, индийский океан, персидский залив, античность


карты, география, зоология, животные, монстры, чудовища, миф, легенда, средние века, сцилла, харибда, океан, рай, путешествия, морж, дельфин, кит, серена, спрут, акула, индийский океан, персидский залив, античность Люди, разжигающие костер на спине кита, приняв его за остров, – расхожий сюжет Средневековья.

Эту книгу увлекательно читать и приятно рассматривать. Представляю, как интересно было самому автору делать это необычное исследование. Каждый, кто видел в музее старинные карты или их репродукции в учебниках истории, конечно же, обратил внимание на всевозможных монстров, которыми «населены» эти произведения графического искусства.

Именно искусства. Потому что в них подчас трудно, а то и совсем невозможно угадать реальные очертания островов и побережий, зато совсем непросто не попасть под влияние магии художественного исполнения, фантазии автора – так выразительны все эти фантастические существа. Многими картами не пользовались по их прямому назначению, не брали в плавание, не ходили с их помощью по морям; их заказывали в подарок уважаемым персонам, ими любовались.

Очень часто этих монстров рисовал не сам картограф, а специально приглашенный художник. Это заметно на некоторых иллюстрациях в книге – тот, кто чертил карту, оставлял пустые квадратики, чтобы уже другой человек нарисовал в них живых существ. И это одно из многого интересного, что можно почерпнуть из этой книги.

8-9-16_t.jpg
Чет ванн Дузер. Морские чудовища на картах
Средних веков и эпохи Возрождения
/ Пер. с англ. Е. Осеневой. – М.: Паулсен, 2017. – 184 с. 

Со зверями на картах та же история, что и с самими картами. Часть из них совершенно фантастические, не имеющие ничего общего с действительностью, часть же – имеют реальные прототипы в природе, но образы их искажены до неузнаваемости. Звери из мифов и легенд на картах Средних веков и эпохи Возрождения соседствуют с реально увиденными в море существами.

Чего стоит только разворот книги, посвященный генезису обличия хорошо известного посетителям Московского зоопарка моржа. На карте 1516 года он похож на слона без хобота, только уши напоминают плавники. А картограф 1522 года изобразил его даже с хоботом – ну слон слоном, только водоплавающий. А вот морж с карты Олафа Магнуса 1572 года более похож на кита или какую-то крупную рыбу вроде щуки, только с четырьмя ногами; и бивни его направлены не вниз, как у реального животного, а вверх. Вероятно, художник видел только бивни, а самого животного не встречал. А вот на более поздней карте, созданной в Исландии Ортелием, моржа уже вполне можно узнать; в основе работа упомянутого выше авторитета картографии Олафа Магнуса, но, как пишет автор книги, «явно чувствуется тут и влияние местных наблюдений».

Да, большинство художников не видели изображаемых ими существ, а только слышали о них. А морские байки – это отдельная история. Кстати, по одной из версий, скандинавские картографы специально рисовали у побережья своего родного полуострова диковинных чудовищ, чтобы запугать чужестранцев – нечего, мол, соваться в наши края, опасно здесь… А возможно, пугали не преднамеренно, а потому, что сами были так напуганы, что не находили ни слов, ни образов, чтобы описать диковинное морское чудовище. Вот как, к примеру, увидев впервые спрута, или, как его называли в Средние века, полипа, рассказать о нем? На карте он похож на рыбу с чешуей, хвостом, усами и восемью крабьими клешнями – по четыре с каждого бока. А дельфины, кстати, очень часто изображаются с человеческими лицами – неужели уже в Средние века подозревали их в разумности?

8-9-2_t.jpg
Хорошо видно, что всех этих сирен отдельно вписывали
в заранее оставленные квадратики.

Во многом средневековых картографов и графиков запутали пользовавшиеся их безраздельным доверием античные описатели природы и ее обитателей. Вот что можно прочесть в «Естественной истории» Плиния Старшего: «…так что подтверждается общепринятое мнение, согласно которому, что бы ни рождалось в какой угодно части природы, все это есть и в море». В Античности считалось, «что каждому живому существу на суше найдется соответствие в морской стихии». Отсюда и пошли такие причудливые творения – не столько природы, сколько человеческой фантазии. На средневековые карты они перекочевали с римских мозаик и росписей храмов, где изображались морской баран, морской лев, морской конь, морской слон и другие «составные» животные. Передняя часть тела сухопутного зверя, а сзади – рыбий хвост.

«Нередко морские чудища, – пишет Чет ванн Дузер, – появляющиеся на средневековых картах, представляют собой гибридов, наделенных чертами как рыб, так и сухопутных животных: например, морская собака, морской лев и морская свинья». И надо сказать, что эти сочетания, словно в конструкторе, дают самые разные конфигурации – только одних сирен, женщин с рыбьими хвостами, на некоторых картах было по несколько различных типов. Та же история и с морскими собаками: есть с передними лапами, но без задних, есть вообще без лап, просто рыба с собачьей головой…

Кроме упомянутого выше разворота, посвященного генезису образа моржа, в книге есть развороты, представляющие опасных морских чудовищ, а еще – забавных морских чудовищ. Среди потешных тварей есть помесь свиньи с собакой, уместная в каком-нибудь мультфильме, есть нечто похожее на пароход, испускающее дым из слоновьего хобота, есть водяной крылатый дракон с кроличьими ушами, есть женщина, сидящая верхом на тритоне и держащая в руках трезубец и флаг…

8-9-1_t.jpg
Таким представляли себе моржа.
Среди опасных животных преобладают киты. В XII веке их еще представляют похожими на огромных рыб с чешуей и остистым гребнем, но уже в XIV веке они изображаются довольно натуралистично. Часто возникает сюжет, связанный с Ионой. Изображаются различные способы отпугивания морских гигантов: забрасывают бочками, трубят в горн.

Еще один сюжет встречается часто на гравюрах, сопровождающих карты. Путешественники встречают в море кита, огромного, как гора. Они принимают животное за остров, высаживаются на него и разводят костер. Чудище, возмущенное таким отношением, приходит в движение и пожирает матросов… Некоторые рисунки поражают своей динамичностью, внутренним движением – одни человечки еще мечутся вокруг костра, а другие уже в пасти чудовища.

8-9-5_t.jpg
А этому существу более уместно появиться в мультике, чем на древней карте.
Иллюстрации из книги

В целом же книга дает прекрасное представление о путях исторического развития как географии, так и зоологии. На картах XI века мы видим рай с его обитателями и всеобъятный океан, Сциллу и Харибду, морских змеев и сирен. На них нередко встречаются надписи типа «Здесь водятся драконы». Источники XIV века хранят уже вполне жанровые картинки: мужчины в Персидском заливе и в Индийском океане ловят жемчуг, правда, предварительно, как явствует из сопроводительного текста, они при помощи колдовства разогнали морских чудовищ. А в XVI веке и позже среди уже вполне узнаваемых очертаний континентов помимо откровенно мифологических персонажей типа морского монаха и морского епископа (похожих на Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия») можно обнаружить вполне натуралистично изображенных акул и дельфинов, тюленей и ламантинов, тех же китов и моржей.

По рисункам на картах видно, как средневековый человек покорял моря, как на земле становилось все меньше белых пятен и диковинных зверей. Уже в эпоху Возрождения мир становится познаваемым, и об этом торжественно заявляют, кроме всего прочего, и географические карты. Так, Мартин Вальдзеемюллер на своей карте изображает не только упомянутого выше слоноподобного моржа, но и короля Португалии Мануэля верхом на чудовищной рыбе. Рисунок символизирует господство этой страны над всеми морями земли – ведь помещен он у южной оконечности Африки.

Так человек покорял моря и океаны. Так это отражалось в графических изображениях.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Власти Китая хотят слепить новый образ своих туристов

Власти Китая хотят слепить новый образ своих туристов

Анатолий Комраков

Путешественники из Поднебесной пока не поддаются

0
498
Граждане наращивают кредиты

Граждане наращивают кредиты

Ольга Соловьева

В России увеличивается число выданных ссудных карт

0
1178
Самый элитный недострой Владивостока предложат инвесторам

Самый элитный недострой Владивостока предложат инвесторам

Людмила Васильева

0
602
В Пекине определят будущий статус Си Цзиньпина

В Пекине определят будущий статус Си Цзиньпина

Владимир Скосырев

Коллапс СССР - незабываемый урок для Компартии Китая

0
1932

Другие новости

Загрузка...
24smi.org