0
490
Газета Печатная версия

12.09.2019 00:01:00

Что ты как пингвин в роще?

Не совсем книга, а скорее оркестр, феерия и перформанс

Тэги: игра, фонетика, комбинаторная поэзия, наивная поэзия


32-15-02.jpg
Герман Лукомников. Хорошо, что
я такой. Почти детские стихи:
поэтический сборник:
для семейного чтения /
Ил. Коли Филиппова, сост., дизайн
и верстка Марии Бабуровой.– М.:
Самокат, 2019. – 96 с.
(Поэтическая серия «Самоката»)

Поэт Герман Лукомников (читайте его стихи в «НГ-EL» от 05.09.19), пожалуй, в представлении не нуждается. Но все равно слегка напомним. Поэт, перформансист, составитель антологий, автор детских стихов, креативный участник поэтических слэмов, который представляет свои стихи всегда неожиданно и оригинально. В общем, можно сказать, человек‑театр. При этом, с одной стороны, очень добродушный (говорят, дети просто обожают его), а с другой стороны, очень внимательный и строгий в отношении к своей работе (это уже я сама знаю). Кстати, кто вдруг не в курсе, до 1994 года Герман подписывался псевдонимом Бонифаций. Такое прозвище возникло потому, что внешне он был похож на льва из знаменитого мультфильма.

Но возвратимся к насущному. У Германа уже более 10 поэтических сборников. И вот – новая книга «Хорошо, что я такой». На мой взгляд, даже не совсем это книга в полном смысле слова, хотя, конечно, в ней есть все, что хорошей книге положено иметь – хорошая белая бумага, твердый переплет, много‑много рисунков и буковки. Тем не менее эта книга выходит за сухие дидактичные рамки. Она живая. Это книга‑перформанс, книга‑оркестр, которая весело, ненавязчиво, в виде ежесекундной языковой игры помогает ощутить вкус, гибкость, блеск, но одновременно где‑то юмор и абсурд русского языка. Мне кажется, именно такой сборник можно считать «введением в языкознание». Впрочем, не зря автор решил сделать оговорку, что сборник предназначен для семейного чтения. В нем порой встречаются «взрослые» слова и, может быть, не совсем понятные приемы, которые нужно детям объяснить. Но вообще‑то вспомните, как дети, оставив без внимания коробку с игрушками, любят копаться во взрослых вещах. Вывод: усложнять можно и даже нужно.

В сборнике представлен весь многоцветный спектр поэтических форм, приемов, с которыми работает Герман Лукомников. Двустишия, четверостишия, каламбуры, игра с делением слов на слоги и даже на буквы, порой аллюзии из взрослой поэзии (Пушкин, Шекспир, Гете, Пастернак). Эту языковую феерию дополняет визуальное оформление – постоянная забавная игра со шрифтами и, конечно, совершенно невероятные, рифмующиеся с поэтикой Лукомникова наивные, графические, концептуальные, с элементами коллажа рисунки Коли Филиппова, с которым Лукомников сотрудничает уже 12 лет.

32-15-2.jpg
Главная прелесть сборника в том, что он
не дает заскучать. Иллюстрация из книги
Вообще главная прелесть сборника в том, что он не дает заскучать. Почему? Наверное, еще потому, что автор не выступает как эдакий забронзовевший учитель, вещающий непреложные истины. Он – наравне. Иногда страница напоминает исписанную школьную парту или забор, и поэтому у ребенка неизбежно возникнет мысль: а я ведь тоже так могу. И это замечательно. Это и есть приглашение и дружеское введение в творческий процесс. Чуть‑чуть процитируем, чтобы не быть голословными: «Я хронический пиит,/ У меня стихотворит»; «Я сегодня очень рад:/ Черный вычертил квадрат»; «Много бреда бреда бреда/ о добре добре добре/ все о добре да о добре/ да только бреда бреда бреда»; «Как прекрасен/ белый лист/ я/ теперь/ минималист»; «Я – искатель приключений/ В мире слов и их значений»; «Чашку йогурта/ словно йод,/ держит йог у рта/ и не пьет».

Во многих вещах присутствует отнюдь не детская ирония («Вот еще не хватало,/ чтобы милиция летала», «Минздрав/ был прав», «Прокурор ты прокурор/ ты расскажи мне про курорты/ про курорты про курорты/ про курортики мои», «Надорвался, воспевая/ Красоту родного края»), порой абсурд («Будь проще!/ Что ты как пингвин в роще?») и правда жизни («Когда ковчег построил Ной/ все тоже думали больной», «Был гадом,/ отравился собственным ядом», «Сбросив сто змеиных кож,/ Стану на себя похож»), в них много смешного, построенного на тончайшей звуковой игре («бабульки побулькивают», «папахи попахивают», «удавы,/ куда вы?», «сон: Икар и Карлсон», «ищу пальцами и щупальцами»). Еще одна важная черта – некоторые стихи как бы не являются законченными, то есть не подают ребенку на тарелочке готовой мысли, заключения. Автор предлагает линию, пунктир и оставляет место для мысли – можно самим додумать, дораскрасить: «Это/ незрелое/ стихотворенье/ прочитай его/ в следующее/ воскресенье»; «Снаружи/ видно хуже/ смотри изнутри»; «Снег./ Человек»; «Те несчастья тени счастья», «Кого‑то подняли на щит,/ А он трепещет и пищит». А ключевая – скажем все‑таки это скучное слово – задача книги отражена в названии: «Хорошо, что я такой». Это первая часть двустишия, вторая звучит так: «…а не какой‑нибудь другой». Книга объясняет маленькому читателю, что каждый человек индивидуален и творчество – это поиск себя и путь к себе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Москве ждут тех, кто готов работать по закону

В Москве ждут тех, кто готов работать по закону

Галина Грачева

На ярмарке вакансий для мигрантов говорили о важности легального трудоустройства

0
311
Абсурд Черри

Абсурд Черри

Бездумное следование любым принципам выхолащивает смысл самих принципов

0
1722
Царапают меня коты

Царапают меня коты

Ольга Рычкова

К 125-летию со дня рождения Георгия Иванова

0
3061
"Казачий исход" должен стать уроком для будущих поколений

"Казачий исход" должен стать уроком для будущих поколений

Евгений Солотин

В Москве состоялась конференция, посвященная самому масштабному расколу русского народа в XX веке

1
6890

Другие новости

Загрузка...
24smi.org