0
1649
Газета НГ-Политика Интернет-версия

17.05.2011 00:00:00

То государство было сильным только для жертв репрессий

Евгений Гонтмахер

Об авторе: Евгений Шлемович Гонтмахер - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, член правления Института современного развития (ИнСоР).

Тэги: сталин, сталинизм, наследие, страх


сталин, сталинизм, наследие, страх Просто разговоры о том, что Сталин и сталинизм – это плохо, они недейственны.
Фото с сайта wikipedia.ru

Если говорить о сталинизме и последствиях, с ним связанных, то в истории моей семьи было два, может быть, кратковременных эпизода, связанных непосредственно со сталинизмом. Мой дед в конце 40-х годов по ложному доносу несколько месяцев сидел в тюрьме, но потом был отпущен. И мой отец тогда же лишился работы в рамках борьбы с космополитизмом. Он был простым часовым мастером, но достаточно длительный срок мои родители жили очень тяжело, перебиваясь с хлеба на квас, денег не было вообще, потому что отца никуда не брали из-за пресловутой пятой статьи. И все равно по сравнению с другими семьями, в которых люди в лагерях погибли или были расстреляны, история моей семьи выглядит почти счастливой. И конкретные последствия сталинизма на моей судьбе, они очень небольшие.

Но как человек, который занимается социальными вопросами, я готов предъявить этому времени очень много претензий. Они связаны с тем, что груз сталинизма, который до сих пор очень ощутим, он мешает и препятствует тому, чтобы наши люди жили хорошо и достойно и был высокий уровень жизни. Это связано прежде всего с теми шорами, которые сидят в головах многих из нас, к сожалению.

И здесь надо сказать о ценностях, которыми значительная часть нашего населения по-прежнему живет.

Они были привиты, развиты и доведены до каких-то крайних форм именно тогда, в 30–50-е годы, – период расцвета сталинизма. Эти ценности обрекают нашу страну на очень тяжелые испытания, которые мы не только уже переживаем, но которые будут еще впереди.

Первым в этом ряду стоит прежде всего страх. Наше общество слишком многого боится, оно по-прежнему, несмотря на какие-то возможности, которые появились в последнее время, боится сказать лишнее. Наш человек боится вступить в конфронтацию даже в борьбе за свои интересы с самым ближайшим, местным начальством, не говоря уже о том, кто много выше, далеко от него. Вот этот страх, эта безропотность, это отсутствие притязаний нашего человека в социальной сфере, жизнь по принципу «Лишь бы не было войны, а если есть кусок хлеба, то слава богу» – это очень опасно. В результате этого животного страха, который был воспитан в годы сталинизма и который до сих пор передается от поколения к поколению, и возник очень неэффективный общественный договор 2000-х годов. Тогда наше общество благодаря высоким ценам на нефть получило материальные возможности улучшить собственное благосостояние, но в обмен на это власть однозначно сказала: больше ничего делать не надо, не стоит беспокоиться о каких-то перспективах дальше, не надо волноваться о том времени, когда нефть уже не будет так стоить. А если вы хотите организовываться, делайте это так, как мы вам покажем. Этот страх и нежелание выйти за пределы скорлупы собственного существования – это та главная антиценность, которая не дает нам социально развиваться. Потому что когда мы говорим о развитии, о движении вперед, мы говорим о человеческом капитале, инновациях, модернизации, то все это должно строиться на активном человеке, который что-то хочет менять, совершенствовать и который готов рисковать. Но мы этого не имеем, нет этого в природе нашего человека, за редким исключением.

Вторая антиценность, которая была нам привита в сталинское время, – это двоемыслие и даже троемыслие. Ведь наши люди, не все, но многие, думают одно, говорят другое, а делают третье. Это проявляется во многих сферах социальной жизни, даже необязательно на избирательных участках, когда люди ходят голосовать. Это мы видим, например, в том, как наши бизнесмены ведут переговоры между собой, делают свой бизнес. Ведь для нашего российского предпринимателя бумажка зачастую ничего не стоит, а он все равно действует по-другому. Ведь это же российская классика, что у нас законы сами по себе, а люди тоже сами по себе! Мы в основном живем по каким-то неписаным понятиям, нормам, которые не соответствуют нашему же, иногда даже очень хорошему законодательству. И это тоже пошло со сталинских времен, людей тогда фактически принудили к тому, что они стали относиться и относятся до сих пор к государству как к какой-то репрессивной машине, с которой надо хотя бы пассивно, но бороться и использовать любую возможность, чтобы эту машину как-то обмануть, ущемить.

И даже если взять нашу коррупцию, которая приняла сейчас совершенно колоссальные размеры, то корень этого зла не относится к 90-м годам, когда у нас появлялась первая стадия капитализма. Нет! Давайте вспомним времена сталинские. Конечно, масштабы коррупции были другие. В те времена у нас не было миллиардеров и даже миллионеров. Но многие вопросы уже тогда решались по принципу «Ты мне – я тебе». И это известно. И, кстати, именно тогда появилось знаменитое слово «туфта», то есть приписки. Это же пришло из сталинского времени, из лагерей, и уже тогда эта показуха была распространена не только во всей нашей экономике, но и во всей общественной политической жизни.

Вспомним, как тогда гнались за охватом людей, которые вышли на демонстрации, за какими-то массовыми валовыми показателями, с которыми в конце советского времени только начали бороться. Это все показушность, двоемыслие, фактически ненависть к государству – сталинское наследие. И когда некоторые поклонники Сталина и сталинизма вспоминают позитивно те времена – дескать, государство было сильным, оно якобы тогда наводило порядок, это лукавство. То государство было сильным только для тех, кто оказался жертвой репрессий, и только благодаря тому, что оно имело монополию на револьвер. Для всех остальных оно выстраивало этот порядок только на показушном уровне потемкинских деревень.

И даже сейчас, когда уже отпал репрессивный аппарат, этот страх стал просто бытовым, а не политическим и непубличным, мы все равно видим по полной программе неприятие государства как института, и это ощущается и среди бизнеса, и среди простых людей, и, кстати, среди тех самых чиновников, которых это государство приватизировали. Поэтому эта вторая «ценность», которая нам передалась в наследство со сталинских времен, вместе с двоемыслием и даже троемыслием, абсолютно противоречит модернизации.

Третья «ценность», которая нам досталась от Сталина, – это мания преследования. Массовая. Потому что это желание думать о том, что Россия окружена врагами, которые в любой момент хотят нашу страну расчленить, покорить, извести и поставить на колени, – все это было и раньше. Сначала «врагами» были троцкисты, потом бухаринцы, потом «безродные космополиты», потом националисты, которые якобы обнаруживались в наших кавказских республиках, в той же самой Грузии, где постреляли цвет интеллигенции. Был внешний враг в лице Америки или НАТО. И это все культивировалось и внедрялось в мозги, да так крепко, что до сих пор сидит в головах людей.

И сегодня значительная часть нашего населения просит: «Покажи мне этого врага!» И наша пропаганда с удовольствием это показывает, транслирует: вот Америка, а вот какие-то там якобы либералы... При том, что подлинных либералов у нас и в помине в стране нет, потому что Сталин разрушил всю политическую жизнь, и сейчас мы имеем абсолютно раздробленное общество, где непонятно, кто левый, кто правый, кто консерватор, кто прогрессист или модернизатор. И тем не менее мы видим настойчивое желание людей увидеть врага в лицо.

Этот язык вражды, когда надо обязательно кого-то не любить, к сожалению, понятен многим нашим людям. Вспомним, как боролись с кулаками и даже середняками, про комитеты бедноты, которые были организованы еще до Сталина, но сталинская коллективизация довела это дело до логического завершения. Поиск любого врага – в быту и где угодно, и это даже необязательно ксенофобские настроения, а даже по отношению к своим же, русским, которые, допустим, переехали из одного региона в другой, отсюда, опять же из времен 30–40-х годов, идет тот самый путь к вражде и часто к насилию, массово существующим в нашем обществе сегодня.

Можно еще долго перечислять «ценностное» наследие от Сталина, но даже этих трех антиценностей достаточно, чтобы утверждать: сталинизм и сталинизация – злейшие враги продвижения вперед. И в этом смысле очень важно проводить десталинизацию. Можно дискутировать относительно программы, которая подготовлена в рамках президентского совета, где говорится о памятниках жертвам сталинских репрессий, переименовании улиц... Это, конечно, нужно. Но нельзя сводить десталинизацию только к ликвидации внешних признаков, которые оттуда, из тех времен, нам достались.

Робкая попытка десталинизации была сделана Хрущевым. Хотя по тем временам она была очень даже смелой. Случайный факт – американская выставка 1959 года в Москве. Это была фантастический удар по синдрому поиска врага. Книга «Лицом к лицу с Америкой» о его поездке в Штаты была приглашением к конкуренции, отказом от поиска врага в лице Америки.

Вторая попытка была при Горбачеве. Перестройка, гласность стали сильными ударами по сталинизму в наших головах. Например, публикация известных теперь книг. Того же «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына. Потому что просто разговоры о том, что Сталин и сталинизм – это плохо, они недейственны. Но когда люди читают Солженицына или «Колымские рассказы» Шаламова – это производит переворот в сознании.

Но почему десталинизации не получилось? Причины две. Первая – экономическая. Мы не смогли выстроить нормальную экономику, построенную на частной инициативе, мы все равно наше государство сделали ведущим игроком, мы людей ввергаем в отношения, которые диктует государство, а предпринимательство находится в подчиненном состоянии.

Второй момент, почему не удалось. Российскому руководству, особенно Владимиру Путину, когда он пришел в 2000 году, нужна была какая-то опора для контакта с людьми. И он сделал ставку, сознательно или подсознательно, но на те реликты, которые у большинства людей остались от прежних эпох. В том числе от эпохи сталинизма, которой якобы присущи ценности порядка, сильного государства. Но этого не было! Единственный порядок был – это без разбора стрелять людей за выдуманные преступления.

И вместе того чтобы подтачивать эти реликты и постепенно сводить их на нет, чтобы они стали совсем незначительными, Владимир Путин сделал на них ставку как на реальные ценности. В результате мы в нулевые годы получили как бы второе рождение этих реликтов, и снова эти антиценности над нами довлеют. Это видно и на свежем примере обращения не оппозиции, а власти к «фронтовой» стилистике.

Модернизация, о которой много говорят, но которая еще и не начиналась, во многом и заключается в том, чтобы эти псевдоценности не при помощи ритуальных фраз или каких-то показных процессов над Сталиным, а путем подтачивания их экономического и общественного фундамента были искоренены, ушли из нашей жизни. Рыночная экономика, выборность, демократия, конкуренция – это самые верные рецепты. И, конечно же, открытая информационная политика для того, чтобы постепенно изживать эти «ценности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
271
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
452
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
624
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
477

Другие новости