0
1632
Газета Печатная версия

02.07.2008

Босоногая девица Настя

Александр Ярков

Об авторе: Александр Павлович Ярков - доктор исторических наук, заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета, член государственной религиоведческой экспертизы.

Тэги: бизнесмен, движение, лохотрон, здоровье

В редакцию "НГ-религий" поступило письмо тюменского историка Александра Яркова (уже знакомого читателям по публикации "Не нужно ждать решения суда" в № 5 от 19.03.08), в котором он делится своими соображениями по поводу деятельности религиозно-экологического движения анастасийцев, также известного как "Звенящие кедры России". Их учение базируется на восьми книгах Владимира Мегре, который и является лидером движения. Главная героиня его книг – женщина по имени Анастасия, которая, как считают последователи движения, является реальным персонажем, передающим через Мегре свой проект переустройства мира. Редакция предоставила возможность откликнуться на критическую статью Александра Яркова религиоведу, специалисту по новым религиозным движениям Игорю Кантерову. Оба текста мы представляем на суд читателей.

бизнесмен, движение, лохотрон, здоровье Идеи Мегре привлекают в движение анастасийцев людей, озабоченных экологическими проблемами.
Фото с сайта www.anastasia.ru

Нет-нет да и проскользнет на страницы тюменских газет сказочный сюжет: собираются-де в окрестностях областного центра добры молодцы да красны девицы построить райский город-огород, чтобы садить-поливать репу, капусту, морковку. Напившись не генномутированного молочка, по окрестным лугам на белогривых лошадках будут скакать краснощекие детки, а вокруг звенеть кедры... Чудна сибирская природа!

Как, впрочем, чудны и дяди-организаторы, что пытаются завлечь под экологически привлекательным лозунгом сотни людей в движение (как бы немножко православное, неоязыческое по сути), придуманное талантливым бизнесменом, выпустившим немало книжек о том, что бродит где-то по российским просторам почти босиком (даже зимой!) некая девица Настя, непрестанно молится, дружит с волками-лисичками. В общем, чтобы детки были такими же здоровыми, «несите ваши денежки на поле чудес». Организаторы экопоселений на заседании Гражданского форума под разговор о реализации национального проекта о доступном жилье даже пытались выпросить господдержку своего проекта. Областная власть задумалась┘

И хорошо, что задумалась. Ведь не обращают внимания доверчивые, что «в страну дураков» комфортабельные поезда ездят регулярно, да вот приходит оттуда все больше людей почему-то пешком и в обносках. А в окрестностях Тюмени отродясь не было кедровых рощ – природа не та! Отдельные деревца, конечно, выживут, да будут такими же чахлыми, как и дивиденды с вложенных средств в тот город-сад, щедро «унавоженный» неоязычеством. Звона, друзья, не будет: ни кедрового, ни колокольного, кроме того, что раздастся в кошельках организаторов.

Не будем более о суетном. Поговорим о высоком: чем объяснить, что в бывшей «стране победившего социализма» пышным цветом расцветшие новые религиозные движения при ближайшем рассмотрении (не все, заметим) оказываются лохотроном, прикрытым разговором о спасении души, тайнах мироздания, здоровье? Для религиоведов и культурологов это уже давно не «тайна за семью печатями» – очевидно, что человек ни в одной из прежних (якобы традиционных для его страны) конфессий не находит для себя места, не видит ответов на вопросы, которые задают жизнь и окружающие реалии.

Признаем, что некоторые ценности и нормы серьезно трансформировались и большинство здравомыслящих людей понимает неотвратимость исторического развития общества и сложность экологических проблем. Да и трудно представить, что моральные императивы XV века будут приняты большинством российского общества за истинные в XXI веке (хотя отдельным людям они таковыми представляются). Следовательно, религиозным деятелям необходимо задуматься о верных словах, объясняющих разницу между догмами, определенными, например, Библией и Кораном, и современными обстоятельствами. Что еще? Есть повод не только думать, но и действовать.

Между тем вместо того, чтобы вести собственную работу по воспитанию верующих, иные религиозные деятели пытаются переложить ее на госструктуры, используя кадры воцерковленных ученых и педагогов для борьбы с «сектантами». Они же требуют от государства: «Не пущать!»

Можно дискутировать, обсуждать, да вот запрещать людям посещать богослужения в плодящихся новых религиозных объединениях нельзя. Конституция Российской Федерации определяет право человека исповедовать любую религию, как, впрочем, и не исповедовать никакой. Нужно самим религиозным организациям, считающим себя «традиционными», использовать авторитет, опыт, силы для разъяснения, не требуя от государства нарушения Конституции. Если же есть материалы для суда о противоправных действиях «тоталитарных, деструктивных сект» – предъявляйте.

Проблема утраты определенных нравственных ориентиров, тема экологических и технологических катастроф, безусловно, тревожит людей. И нужно всем вместе – верующим и атеистам – стремиться утвердить вечность и непреложность заботы об окружающей природе, любви к родителям и детям, ближним и дальним, заботы о больных и немощных, сохранения мира и согласия. Без этих и многих других базовых установок не будет жить человек в гармонии ни с самим собою, ни с обществом, ни с природой.

Другой вопрос – какие механизмы и регуляторы использовать для утверждения правового и экологического сознания, упрочения нравственности, особенно среди молодого поколения? Единого рецепта нет, да и, очевидно, не может быть. Поэтому очень ошибаются те, кто в качестве одного, но сильнейшего лекарства называет введение в школах обязательного (не по выбору) курса «Основ православной культуры», недавно аккуратно упакованного в оболочку «духовно-нравственного воспитания» (вспомним, что когда-то обществу уже предлагали «единственно верное» лекарство оздоровления общества – решение очередного съезда КПСС). А куда девать неправославных – по статистике, почти каждая шестая семья в нашей стране интернациональная и вряд ли ее устроит изучение одной православной культуры. Даже среди русских есть сторонники различных религий, а невоцерковленных – море. Следовательно, Россия, как светское государство, не может избирать идеологию одной конфессии в качестве господствующей, а ее пропаганду внедрять в школы.

Что же касается неоязычества, так поживем – увидим: может, и выживет «босоногая девица Настя» на сибирском морозе┘ Только не надо обогревать ее за счет государства!

Тюмень


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Давосский форум зарегистрирован в США, поэтому должен соблюдать санкции против россиян

Давосский форум зарегистрирован в США, поэтому должен соблюдать санкции против россиян

Игорь Субботин

Президент оставил за представителями российского бизнеса право лететь на Всемирный форум

0
2517
Ученые рассчитали ущерб, связанный с повышением смертности в холодные и жаркие дни

Ученые рассчитали ущерб, связанный с повышением смертности в холодные и жаркие дни

  

0
554
Москвичам напомнили о здоровом образе жизни и здравом смысле

Москвичам напомнили о здоровом образе жизни и здравом смысле

Татьяна Астафьева

Тематический городской фестиваль позволил горожанам узнать, как быть активным в холода и возможно ли не волноваться о ВИЧ-инфекции

0
1004
Офицеры, стреляться!

Офицеры, стреляться!

Фиест

Элегия о том, как врио главы Башкортостана Радий Хабиров боролся за безопасность дорожного движения

0
5130

Другие новости

Загрузка...
24smi.org