1
6255
Газета Печатная версия

03.08.2016 00:01:00

«Державников» признали опасными

Суд в России впервые запретил православную общину

Тэги: василий новиков, православие, старец, старчество, царебожие, инн, русская православная церковь, экстремизм, экстремистские материалы, радикализм, ксенофобия, религиозная группа, антиэкуменизм


василий новиков, православие, старец, старчество, царебожие, инн, русская православная церковь, экстремизм, экстремистские материалы, радикализм, ксенофобия, религиозная группа, антиэкуменизм Иеромонах Василий (Новиков) разделял идеи так называемого «царебожия» и считал, что царь, богопомазанник, знает и исполняет волю Божью непосредственно. Фото из социальных сетей

Тульский областной суд 25 июля с.г. признал экстремистской религиозную группу «В честь иконы Божией Матери «Державная» и запретил ее деятельность на территории России. Формально речь идет о немногочисленной общине, насчитывающей около 60–70 членов, которую некогда окормлял иеромонах Василий (Новиков), заштатный клирик Тульской епархии, служивший в храме во имя иконы Божией Матери «Державная» в селе Иваньково Новомосковского района Тульской области и в 2010 году умерший. Круг его последователей, однако, не ограничивается этой общиной, поскольку верующие ездили к нему со всей России, из Украины и Белоруссии.

Активной проповедью и духовным окормлением верующих Новиков начал заниматься лишь в последние два-три года своей жизни. В 2007 году он принял постриг, а в 2008-м был выведен за штат и стал одним из старцев, нелояльных по отношению к руководству Московской патриархии, таких как иеросхимонах Рафаил (Берестов) или архимандрит Петр (Кучер). Случай тульского проповедника примечателен лишь тем, что он вышел не из монашеской среды, а из белого духовенства. Перевод за штат для клириков, высказывающих точку зрения, не совпадающую с позицией епархиального архиерея, – явление обычное: так были отстранены, например, Роман Зеленский в Санкт-Петербурге и Геннадий Ткач в Липецке, служившие в своих храмах литургию «по царскому чину» с поминовениями русских царей.

Кампанию против последователей Новикова власти начали сразу после его смерти, когда видеозапись проповеди старца в храме была признана экстремистским материалом наряду с шестью фильмами, которые распространялись вместе с ней на DVD. В 2011 году храм, выстроенный на принадлежащем ему земельном участке, хотели снести как «не имеющий к Церкви никакого отношения», хотя в итоге так и не снесли. Выдвинутое прокуратурой обвинение организовано вокруг двух моментов: гражданской нелояльности и разжигания ненависти и вражды. «Члены данной религиозной группы проводят религиозные службы, в ходе которых негативно высказываются в отношении руководителей Русской православной церкви, представителей других религий, национальностей, призывают лиц, посещающих данные религиозные службы, к отказу от исполнения своих гражданских прав, обязанностей и совершению иных противоправных деяний, а также публично распространяют религиозную литературу и видеоматериалы, содержание которых направлено на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, отношения к религии», – говорится в сообщении на официальном сайте прокуратуры Тульской области.

Новиков действительно призывал своих духовных чад не брать российских паспортов, всякого рода электронных карт и ИНН, поскольку полагал эти и другие документы несущими на себе печать Антихриста и отдаляющими от Христа. Он также негативно оценивал процессы глобализации, считая их знаком последних времен, обвинял церковное руководство в экуменизме, критиковал современный мир и считал, что Россия за свои грехи находится сейчас под «жидомасонским игом». В его проповедях, доступных в Интернете, автор статьи не обнаружил призывов к насилию против представителей других религий или национальностей. В общем можно сказать, что образы врага в его риторике достаточно абстрактны.

Проблема в том, что таких общин, как община Новикова, много, а экстремистской сочли только одну. Можно привести несколько примеров: в деревне Тимохино Рязанской области действует Царская православная церковь во главе с архиепископом Александром (Иванниковым), в селе Тайнинском Московской области регулярно проходит Всенародный чин покаяния, в рамках которого, согласно сведениям автора статьи, также есть по меньшей мере одна «плотная» группа, в городе Чебаркуль Челябинской области – община культа «святого отрока Вячеслава Чебаркульского». Немало православных групп, верящих в искупительную миссию Николая II и приход «Грядущего царя», есть в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Анадыре, Дивееве и других местах. В публикациях в Интернете, а также в брошюрах и книгах представители этих групп зачастую допускали ксенофобские высказывания, по смыслу совпадающие с высказываниями Новикова, но, насколько нам известно, представителей этих общин никогда не судили и экстремистами не считали. Антисемитские взгляды присутствуют в книге ныне покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа». 

Главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев в комментарии «НГР» по поводу причин запрета группы заявил: «Без решения суда сложно сказать, в чем заключался экстремизм. Самым серьезным нарушением закона были проповеди Новикова, в которых просматривается ярко выраженный антисемитизм. Еще в 2010 году по заявлению бывшего прокурора Тульской области Олега Черныша суд признал их экстремистскими, и якобы есть информация, что они до сих пор распространяются его последователями через Интернет. Члены религиозной группы также отказывались от любых документов, на которых содержится штрихкод – это паспорта, ИНН, медицинский полис, пенсионное удостоверение и т.д. Поскольку они призывали к этому вообще всех, прокуратура сочла это посягательством на права граждан. Это, наверное, неудобство, но все же не преступление. Кроме того, они жили в условиях апокалиптических ожиданий – я думаю, что прокуратура и Центр по противодействию экстремизму боялись, что они могут повторить судьбу Кузнецова в Пензенской области, так называемых «пензенских сидельцев». Они также критиковали руководство Русской православной церкви и Российской Федерации».

«Как этот запрет будет исполняться – большой вопрос», – продолжает эксперт. «Люди живут компактно в своем селе, у многих из них работа, домашнее хозяйство – может, они будут продолжать свою деятельность. Почему запретили именно общину Новикова, а не любую другую такую же – я думаю, что в связи с популярностью его учения, у него много последователей. Это не устраивало прежде всего местного архиерея, ну и Патриархия об этом знала. Так что я думаю, что это произошло не без подачи Русской православной церкви».

Правовед Михаил Шахов, однако, полагает, что обвинение последователей Новикова в экстремизме могло быть натянутым и субъективным: «Я посмотрел публикации покойного иеромонаха Василия (Новикова) и могу сказать, что его суждения в адрес церковного руководства и современной церковной и общественной жизни, конечно, достаточно радикальны. Однако я считаю, что у нас существует тенденция чрезмерной борьбы с экстремизмом по поводу таких оценочных суждений. Когда прямо призывают к насилию и противоправным действиям – ясно, что такого быть не должно, но когда идет пусть даже резкая дискуссия – кто прав, кто виноват, кто еретик, кто правоверный, – сводить это к разжиганию межрелигиозной вражды и экстремистским действиям – это, на мой взгляд, уже свидетельствует о недостатке свободы в дискуссии по теологическим вопросам. При сложившейся правоприменительной практике существует очень широкий простор для субъективизма, что считать экстремизмом, а что нет».

Эксперт не уверен и в том, что отказ от паспортов можно считать неповиновением государству: «Если взять, например, призывы к отказу от ИНН и паспортов, то их тоже можно подвести под призывы к совершению противоправных действий. Но ведь аналогичная история была, например, с альтернативной гражданской службой, когда не только в России, но и в других странах отказ проходить военную службу в связи с религиозными убеждениями считался уголовно наказуемым деянием. В конце концов все пришли к тому, чтобы право не брать в руки оружие было даже закреплено на конституционном уровне. Кто-то считает, что нельзя паспорт, кто-то – что нельзя штрихкоды, и если всех их стричь под одну гребенку, говорить, что проповедники призывают к неповиновению, и запрещать все это как экстремизм, мы можем очень далеко зайти».

Шахов также пояснил, что проповеди Новикова, кроме тех, что были запрещены еще в 2010 году, экстремистскими материалами пока что не считаются.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Русский экзархат больше не хочет и не может медлить

Русский экзархат больше не хочет и не может медлить

Милена Фаустова

Архиепископия в Западной Европе стремительно теряет свои приходы

0
2827
Наследники протопопа Аввакума покидают «осажденную крепость»

Наследники протопопа Аввакума покидают «осажденную крепость»

Артур Приймак

Для современных старообрядцев актуально жить по вере предков и при этом быть современным человеком

0
929
Мечеть, да не та

Мечеть, да не та

Милена Фаустова

В Екатеринбурге власти обещают возвести новый молельный дом для мусульман, а старый – снести

0
916
Как в Воркуте поверить в Бога

Как в Воркуте поверить в Бога

Артур Приймак

Очень просто: достаточно там пожить

0
1332

Другие новости

Загрузка...
24smi.org