В Тульском обкоме КПРФ сообразили, что собранные на «народном референдуме» подписи, кроме них, никто не покажет.
Фото с сайта www.kprf.ru
Апрель и первая декада мая стали для КПРФ наиболее выигрышными с информационной точки зрения. Сначала коммунисты заняли второе место по доле в государственном телеэфире, потом вышли на первое. А затем они и вовсе стали там доминировать, получив 89% всего времени. Однако это лишь подтвердило давно отработанную схему: закон о равном освещении партийной деятельности на госТВ власть использует исключительно для продвижения собственной повестки. Поэтому КПРФ появляется на экране, например, с гуманитарным конвоем в зону СВО, а не со своим «народным референдумом». Агитационное сопровождение этой предвыборной акции по-прежнему оставляет желать лучшего, но левые обещают поправить свою медиаполитику.
Аналитическая служба КПРФ проанализировала апрельский партийный телеэфир на пяти федеральных каналах – «Первом», «России», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ. Его объем по сравнению с мартом в целом сократился в полтора раза, составил 1 час 57 минут 6 секунд. «Единая Россия» в апреле сохраняла первое место по освещению, однако вместо доли в 50–70% получила уже лишь 34%. Следом идет КПРФ с почти рекордными для нее 30%, а потом ЛДПР, у которой 26%. Двум остальным парламентским партиям досталось 10% эфира: «Новым людям» – 8%, «Справедливой России – за правду» (СРЗП) – 2%.
При этом чаще всего КПРФ упоминалась в связи с отправкой очередного гуманитарного конвоя в зону и Международным антифашистским форумом. 155-летие со дня рождения Ленина или пленум ЦК КПРФ 12 апреля привлекли минимальное внимание. Активизация телеосвещения ЛДПР была связана с днем рождения основателя партии Владимира Жириновского, а «Новых людей» показали на экране в связи с их акцией в поддержку российских производителей (см. «НГ» от 23.04.25).
В мае тенденция на увеличение доли левых в телеэфире сохранилась. И вот уже в начале месяца ЕР заняла лишь второе место, уступив КПРФ – 21% против 45%. ЛДПР сохранила третье место с 21%, а последнюю позицию (20%) заняла СРЗП. «Новых людей» государственное телевидение решило вообще не упоминать. Вторая же неделя мая принесла своего рода сенсацию – КПРФ не просто остается на первом месте, а уже по-настоящему доминирует. У ЕР только 11% телеэфира, а у коммунистов – 89%. ЛДПР, СРЗП и «Новые люди» в этот период вообще не освещались.
Между тем партийные сюжеты на телевидении носили исключительно такой характер, который вписывался в общеполитическую повестку власти, а это значит, что электоральная прибыль от этого, как всегда, приближалась к нулю. К примеру, идущий с февраля по всем регионам «народный референдум КПРФ» (см. «НГ» от 29.04.25) в федеральном эфире не упомянули ни разу. Впрочем, и сами коммунисты старательно не дают для того ни малейшего повода. Допустим, сбор подписей в поддержку ключевых пунктов программы партии сопровождается фотографиям с красными палатками, агитаторами, которые раздают бланки для прохожих «избирателей». А вот показать товар лицом, то есть хотя бы какой-то промежуточный результат этого «референдума», пока догадался лишь тульский обком. Там сфотографировали грузовичок, на котором в ЦК едут в коробках «более 50 тыс. бюллетеней «народного референдума» из Тульской области». Напомним, что «народный референдум КПРФ» – это четыре федеральных вопроса и пара-тройка региональных. И как раз в первой части идет агитация именно за программу партии. Это возвращение прежнего пенсионного возраста, закон о «детях войны», национализация ЖКХ и прекращение роста цен.
Как пояснил «НГ» первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, сейчас по всей стране собрали более 2 млн подписей граждан – и в 20-х числах мая их будут свозить в центральный штаб «народного референдума» в Москву. Вот тогда-то коммунисты и пригласят прессу, чтобы показать и стопки коробок, и ряды бюллетеней. А пока, сказал он, практика тульского обкома действительно будет рекомендована всем отделениям. Есть и другие интересные практики, заметил Афонин: вирусные видеоролики и общественный транспорт с рекламой вопросов «народного референдума» – в Орловской области, выступления депутатов заксобраний с рекламой акции прямо на их заседаниях – это, например, Саратовская область (см. «НГ» от 30.03.25).
По поводу доминирования КПРФ на госТВ руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ»: «Дело в том, что в начале мая единороссы вовсе не акцентировали себя как партию, спрятавшись за спину президента. А коммунисты как раз сделали партийный акцент. Но это все временные флуктуации, скорее всего скоро единороссы вернут себе все, догонят и перегонят в эфире всю думскую оппозицию». А эксперт подтвердил «НГ», что это временное доминирование мало что дало КПРФ. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил: «В апреле так называемый равный доступ был за счет обилие информповодов у оппозиции. А май – это вообще месяц коммунистов. Но все это ситуативная корректировка эфира. Дальше скорее всего опять будут тащить вверх ЛДПР, да и ЕР вернет себе прежние позиции».
Он напомнил, что равный доступ к телеэфиру предполагает только освещение партийных лейблов, но никак не их содержание и не электоральные поводы: «Иными словами, представленные в эфире темы могут быть более электорально значимыми, менее значимыми или вовсе незначительными с точки зрения избирателей. Равный доступ может быть с успехом обеспечен абсолютно проходными для оппозиции темами, которые вписываются в общеполитическую повестку власти или вовсе привязаны к каким-то событиям». «День рождения Ленина – это вовсе уже история, вождь интересен либо пенсионерам, либо левой молодежи, но не широкому кругу избирателей. А вот для ЛДПР тема праздника в честь основателя партии как раз электорально значимая. А партии власти и не было смысла себя выпячивать, рейтинги ЕР и так растут», – подчеркнул Калачев.
По его мнению, электорально значимые темы для оппозиции – это работа на проблемном поле, конкретные предложения по сложным вопросам, скажем, вынесенные на тот же «народный референдум КПРФ». Однако ни того, ни другого нет в эфире, поскольку в общую информационную картину, продиктованную повесткой сверху, все это не вписывается. И Калачев подтвердил, что и сами коммунисты недостаточно качественно сопровождают свой «народный референдум» с информационно-агитационной точки зрения. Конечно, стопки коробок с бюллетенями со всей страны стали бы удачной рекламой, но этого мало: «Нужны вирусные цепляющие ролики, публикации, вещи, может, даже немножко провокационные, чтобы был пиар. Нужно, чтобы сами коммунисты, в конце концов, объяснили людям: а зачем нужен «народный референдум»? А пока этого нет, другие партии могут спокойно перехватывать повестку левых – например, ЛДПР взяла и внесла в Госдуму законопроект о «детях войны». КПРФ так и не создала информационную сверхдоминанту».