Фото Reuters
Представители курдских формирований возобновили 12 августа в Дамаске переговоры с переходным правительством Сирии, возглавляемым президентом Ахмедом аш-Шараа. Это произошло на фоне продолжающихся вооруженных столкновений между центральной армией и курдскими отрядами. Несмотря на то что курдские лидеры еще весной заключили с Дамаском общее рамочное соглашение об интеграции контролируемой ими Северо-Восточной Сирии в единую структуру государства, у сторон остается множество разногласий. Споры, как говорят эксперты, могут привести к углублению гражданского раскола.
Делегация Демократических сил Сирии (ДСС) – военного альянса, в котором доминируют курдские формирования, – прибыла в Дамаск поздно вечером 11 августа. Ее возглавила Ильхам Ахмед – сопредседательница департамента внешних связей ДСС. Целью визита стало возобновление переговоров о формах сосуществования между Дамаском и Северо-Восточной Сирией, которую до сих пор контролируют курдские отряды. В преддверии консультаций с переходным правительством Ахмед заявила, что диалог с Дамаском продвигается, однако еще «не достиг уровня официальных переговоров». Она охарактеризовала эти консультации как «форму диалога», направленную на решение более широкой проблемы – будущего устройства Сирии.
Раунд переговоров, начавшийся 12 августа, омрачил инцидент с убийством сирийского военного, произошедший ночью. Министерство обороны Арабской Республики во вторник проинформировало, что «две связанные с ДСС группировки попытались проникнуть» на армейские позиции к востоку от города Алеппо. По утверждению ведомства, «после этой эскалации вспыхнули ожесточенные столкновения, которые привели к мученической гибели солдата сирийской армии». Вооруженные силы, отметило министерство, «ответили на источники огня в соответствии с правилами ведения боевых действий» и заставили ДСС «отойти на исходные позиции». Дамаск обвинил курдские отряды в стремлении «на постоянной основе» атаковать места дислокации армии.
Еще 10 марта Ахмед аш-Шараа и командующий ДСС Мазлум Абди подписали в Дамаске соглашение, условия которого предполагают, что до конца текущего года все гражданские и военные объекты в зоне ответственности курдских формирований на северо-востоке Сирии, включая аэропорты, а также газовые и нефтяные месторождения, должны перейти под контроль сирийской переходной администрации. После этого в апреле при участии американских посредников было заключено второе соглашение, которое устанавливало совместную структуру безопасности для анклавов на севере Алеппо, компактно населенных курдами, а также некоторые положения о необходимости продолжения обмена пленными между ДСС и армией переходного правительства.
Но между сторонами продолжаются регулярные стычки. Так, накануне отряды ДСС и их службы внутренней безопасности «Асаиш» были приведены в состояние боевой готовности на всех объектах и контрольно-пропускных пунктах в городе Ракка. На этом фоне командование ДСС обвинило Дамаск в провокациях, направленных против своих формирований. «Если они продолжат атаковать наши силы, мы будем вынуждены принять ответные меры в рамках законной самообороны, – говорилось в заявлении ДСС. – Призываем сирийское правительство не допускать срыва достигнутых между нами соглашений и договоренностей, воздерживаться от любых действий, способных привести к эскалации напряженности, и сохранять гражданский мир».
В июле этого года Дамаск даже прервал проходившие во Франции переговоры с курдскими представителями из-за их поддержки друзских формирований на юге Сирии, вступивших тогда в вооруженные столкновения с бедуинами, а затем и с армией переходного правительства. На фоне этноконфессиональной резни в южных провинциях Арабской Республики командование ДСС действительно пошло на укрепление связей с друзским ополчением, лояльным одному из лидеров друзской общины Хикмату аль-Хиджри. Тот, в свою очередь, до сих пор пытается сформировать в провинции Сувейда, компактно населенной друзами, автономный регион, на который не будут распространяться правила, продвигаемые переходным правительством Сирии.
Переходная администрация во главе с аш-Шараа рассматривает активизировавшееся сотрудничество между ДСС и аль-Хиджри как угрозу своей способности установить контроль над всей территорией Сирии. С этой же позиции на ситуацию смотрит и Турция – один из основных зарубежных доноров правительства в Дамаске. Она обвиняет в ДСС в срыве мартовских договоренностей и попытках сформировать логистические коридоры из северо-восточных районов Сирии в южные – для сообщения с вооруженными друзскими отрядами.
Как отмечает в своем анализе Институт изучения войны (США), пока курдские формирования и Дамаск демонстрируют взаимное отсутствие доверия, которое по-прежнему будет подрывать усилия по интеграции ряда обособившихся областей республики в единые государственные институты. «Крайнее недоверие между Дамаском и СДС может спровоцировать возобновление боевых действий, если даже незначительное нарушение режима прекращения огня выйдет из-под контроля из-за разногласий и плохой коммуникации между сторонами», – говорится в отчете. Эксперты полагают, что для углубления полномасштабного конфликта между Дамаском и курдами достаточно даже небольшого инцидента криминального характера. Такой инцидент, например, спровоцировал стычки между бедуинами и друзами в Сувейде в прошлом месяце.