Демонстранты в Вашингтоне предлагают наводить порядок в стране с помощью умной головы, а не сильной руки. Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп удивил, разозлил или обнадежил очень многих американцев, распорядившись ввести в Вашингтон подразделения Национальной гвардии, и дал понять, что то же самое ждет ряд других городов, где высок уровень уличной преступности (по мнению президента, но не полиции) и, по совпадению, у власти находятся демократы. Одни говорят о покушении на демократические устои государства, другие – о попытке наконец-то взяться за наведение порядка в стране и в столице. А в команде Трампа настаивают, что президент действует в рамках конституционных полномочий и готов, если потребуется, отстоять свою правоту в суде.
В округе Колумбия, к которому относится Вашингтон, распоряжением президента страны вводится чрезвычайное положение.
Местная полиция переводится под федеральный контроль, а для поддержания порядка в городе будут задействованы войска. В Вашингтон введут 800 бойцов Национальной гвардии. Трамп лично объяснил эту меру необходимостью побороть местный криминалитет и вообще сделать столицу США лучше и безопаснее. Самое же интригующее в объяснении президента заключается в том, что из него однозначно следует: ввод войск в Вашингтон – это только начало. Дальше военные появятся на улицах других американских городов. «Посмотрите на Чикаго, насколько там все плохо. Посмотрите на Лос-Анджелес», – сокрушался президент на пресс-конференции в Белом доме. «У Нью-Йорка проблемы, – перечислял Трамп. – И конечно же, есть Балтимор и Окленд, мы о них даже не упоминаем».
Теперь в американских СМИ идут баталии на тему того, действительно ли в перечисленных городах все так плохо с уровнем преступности. Свои аргументы есть как у сторонников, так и у противников точки зрения Трампа. Вопреки имеющемуся стереотипу США по мировым меркам – достаточно безопасная страна. Вместе с тем здесь немало городов (а в крупных городах – немало районов), где уличный криминал активен. В верхних позициях наиболее опасных населенных пунктов страны ни Нью-Йорка, ни Лос-Анджелеса, ни Чикаго, ни Вашингтона, ни Балтимора, ни Окленда, как правило, нет. Но свои, подчас специфические проблемы с безопасностью есть и здесь. Вашингтон, например, печально «прославился» обилием бездомных (этот факт – одно из обоснований распоряжения Трампа). В Лос-Анджелесе много нелегальных мигрантов из соседней Мексики. В июне в этом городе вспыхнули волнения нелегалов после рейдов миграционной полиции. Тогда впервые за нынешнюю каденцию Трамп распорядился задействовать внутри страны войска. Национальная гвардия была введена в округ Лос-Анджелес с заданием защищать миграционных полицейских, а Белый дом, президент и глава Пентагона Пит Хегсет вынуждены были отбиваться от шквала критики. Министра обороны с пристрастием допросили в Конгрессе. Суд запретил ввод Нацгвардии в город, но Белый дом апелляцию на это решение выиграл.
Как теперь ясно, ввод войск в Лос-Анджелес был лишь, так сказать, пробой пера – так, во всяком случае, расценивают теперь июньские события демократы. Многие из них обвиняют Трампа, ни больше ни меньше, в попытке установить собственную диктатуру. Можно спорить о том, есть ли в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Чикаго, Нью-Йорке, Окленде и Балтиморе настолько сильные проблемы с преступностью, что с ними не справляются местные полицейские. Но бесспорно то, что во всех этих городах в органах власти долгие годы доминируют представители Демократической партии, а не однопартийцы Трампа, республиканцы.
Конечно, обоснованность обвинений главы Белого дома в диктаторских замашках будет во многом зависеть от периода, в который в Вашингтоне продержится чрезвычайное положение. Закон позволяет вводить его президенту на 48 часов. Для дальнейшего продления на 30 дней потребуется санкция Конгресса. Не факт, что такую санкцию законодателей президенту дадут, даже если учесть, что республиканцы сейчас доминируют в обеих палатах законодательного органа. Но, возможно, Трампу удастся изменить законы в свою пользу.
Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев в комментарии «НГ» предположил, что разговоры о преступности в данном случае – дымовая завеса. На самом же деле Трамп хочет не допустить повторения событий 6 января 2021 года, когда, как, вероятно, искренне считает президент США, у него украли победу на выборах (демократы попытку штурма Капитолия трампистами, напомним, пытались трактовать иначе – как попытку государственного переворота). «Является ли решение о вводе Нацгвардии в Вашингтон репетицией действий в ходе президентских выборов 2028 года? Не исключено. Возможно, это и подготовка к промежуточным выборам в Конгресс 2026 года. Не исключаю, что и на них у Трампа могут возникнуть какие-то проблемы», – полагает Васильев, имея в виду, что опросы пока сулят республиканцам поражение на предстоящих в следующем году выборах. Эксперт также считает, что, возможно, президент готовится к предстоящим этой осенью массовым акциям протеста: их пообещали демократы и, по существу, все недовольные Трампом политические силы. «Может быть, Демократическая партия сгущает краски. Но действия президента выглядят как сигнал, что власть он не отдаст и в случае чего готов действовать решительно, поэтому и тестирует границу дозволенного американской политической системой», – подводит итог Васильев.