Фото Book Ban Stock photos by Vecteezy
Мы живем в прекрасное время. Но, увы, интересное. Каждую пятницу публикуют очередные списки тех, кого лучше не упоминать. А если когда-то где-то упомянул, то придется «маркировать», дескать, нехороший человек, враг народа и государства.
Хорошо (надеемся, депутаты нас не читают) хоть покойных мастеров культуры не трогают, не объявляют экстремистами и иностранными агентами. А то ведь кого ни ткни – что-нибудь ныне запрещенное найдешь. Пушкин, Гоголь, Тютчев. Да любой!..
Вот и недавно.
Проходил в Доме культуры «ГЭС-2» книжный фестиваль. Вроде бы что плохого? Что антисоветского? Ну, в смысле, антироссийского. Ведь все – подчеркнем, все – враги родины давно уже или уехали на проклятый Запад, или молчат в тряпочку. И это правильно. И это, не будем скрывать, нормально. Но если все так, то зачем искать врагов, когда их давно уже нету?
Нет, если бы злопыхатели не имели возможности уехать (как когда-то в СССР), то они, конечно, остались бы и злопыхали. Но теперь ведь все не так. Все враги России давно уже Россию покинули, здесь остались только патриоты. Их-то зачем ругать и «подвергать»?
А вот неймется некоторым активистам.
Да, был книжный фестиваль. Дело хорошее, полезное и нужное. Да, были там запланированы выступления ряда поэтов и писателей. А их, эти выступления, отменили. Причем в самый последний момент. Ну куда это годится? Повторяем: если гражданин не покинул страну, значит, он как минимум патриот. А как максимум – горячий патриот. А если у него есть к кому-то и к чему-то вопросы, то это тоже нормально. Здоровая критика на то и зовется здоровой, что она помогает и стране, и населению. А если кого-то лично она задевает, то стоит присмотреться к тому, кого она задевает.
В любом случае, не надо стремиться быть святее Законодательного собрания или городской думы. Ну не бегите впереди электровоза. А то он вас самих и задавит.
Все, кто мог и хотел выступать против разума и справедливости, давно уже за пределами отчизны. А те, кто здесь, те все понимают. И вспоминают слова Тютчева (надеемся, что он еще не признан экстремистом):
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои.
Кстати, он же (это, правда, перевод из Микеланджело) говорил еще вот что:
Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный
и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел
завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем
быть.
Да. Всем не угодишь. Но кого-нибудь обязательно обидишь и оскорбишь. Даже молчанием. Точнее, умолчанием, как оскорбленные это называют. Сознательным, оскорбительным умолчанием. Говоришь ты, к примеру, о достопримечательностях города Н-ска. Назвал 1001 достопримечательность. А вот 1002-ю не назвал. Все, оскорбил. Унизил честь и достоинство. Дискредитировал. Работаешь на врага.
Ребята, ну не работаем мы на врага. Даже если что-то забыли. Даже если кого-то и впрямь обидели. Любое высказывание, повторим и подчеркнем, любое высказывание кого-то может обидеть. Так что ж теперь – всем молчать?
Тютчев, конечно, хороший стихотворец, но зачем табуретки ломать? В смысле, молчать глупо и опасно. Особенно сейчас, когда враги (настоящие, а не выдуманные враги) не молчат.
Настоящие, а не выдуманные враги действительно не любят нашу страну. Их, разумеется, можно понять, их даже, наверное, можно будет когда-то простить, но сейчас-то нужно как минимум им отвечать. И кто это будет делать? Правильно, «мастера культуры», оставшиеся на родине. И вот на них почему-то идет, ну, если не охота, то что-то к этому очень близкое.
Не надо.
Не надо, самим же себе вредим. Не пустили выступить хорошего детского поэта, так он ведь тоже может обидеться. И что самое печальное – он может обидеться на всю страну, на всю державу. Так уже было. И не раз. И ни к чему хорошему это ни разу не привело.

