0
309
Газета Образование Печатная версия

24.12.2025 19:22:00

Из педагогических вузов убирают непрофильные специальности

Будущих учителей избавляют от соседства с дизайнерами, актерами и юристами

Тэги: педвузы, непрофильные специальности, закрытие, мгпу


педвузы, непрофильные специальности, закрытие, мгпу «Непрофильные» студенты МГПУ шокированы тем, что им не дают доучиться в этом вузе. Фото агентства «Москва»

В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) заявили о закрытии непедагогических специальностей и запланированном принудительном переводе студентов в другие вузы. Эта мера коснется менее 9% студентов, но событие уже вызвало резонанс.

Закрывающиеся специальности не имеют никакого прямого отношения к педагогике: актерское мастерство, дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, юриспруденция, муниципальное управление и ряд других. «Эти направления подготовки студентов не получили должного развития в вузе: каждый курс имел не более одной группы, в среднем от 15 до 25 человек каждая», – отмечает пресс-служба МГПУ. Студентам непедагогических направлений предложено перевестись в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и Московский государственный университет спорта и туризма (МГУСиТ).

В МГПУ пообещали обеспечить беспрецедентные гарантии для своих студентов при переводе. Так, процесс будет осуществляться целыми группами, полностью сохранится образовательная программа, сохранятся все условия и стоимость обучения (для обучающихся на договорной основе). Если стоимость в вузе-партнере выше, разницу компенсирует город.

Несмотря на все это, в Госдуме заявили, что «берут на контроль ситуацию в МГПУ». Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина сообщила, что ей поступают сообщения от шокированных студентов, которым не дают доучиться. Она попросила Минобрнауки и Рособрнадзор «обратить внимание на возникшую ситуацию».

Всероссийский студенческий союз обратился с запросом к ректору МГПУ Игорю Реморенко и сформулировал свою позицию, которая заключается в том, что «перевод в обязательном (вынужденном) порядке возможен только в случаях, прямо указанных в части 9 статьи 34 Закона «Об образовании» (прекращение деятельности вуза, лишение аккредитации, аннулирование/приостановление лицензии и т.п.). Во всех остальных ситуациях перевод может быть только добровольным и только с согласия студентов».

Напомним, еще в 2011 году черту под дискуссией, длившейся несколько лет, подвел Дмитрий Медведев. На совещании по вопросу развития инженерного образования и подготовки инженерно-технических кадров тогдашний президент России заявил, что в профильных вузах нужно запретить подготовку на непрофильных специальностях даже за деньги.

Как ни странно, больше всего претензий высказывал даже не бакалавриат по непрофильной специальности, а магистратура, в которую тоже можно было пойти не по профилю. И этот «воз» долго не трогался с места, вплоть до окончательного решения в 2023 году отказаться от Болонской системы. Тогда как будто все неожиданно прозрели: как это может быть, чтобы высшее образование было приобретено за два с половиной года магистратуры.

Конечно, вузы открывали непрофильные специальности не от хорошей жизни. Перед одними остро стояла проблема набора студентов, усиления финансового положения вуза, а то и выживания. А через некоторые филиалы и частные вузы вообще шла ничем не прикрытая торговля дипломами. С этими «конторами» пытались прежде всего разобраться.

Помогала сокращать вузы и демографическая ситуация. Вот некоторые цифры от Росстата. Число государственных вузов: в 2013/14 – 969, в 2014/15 – 950, в 2015/16 – 896, в 2016/17 – 818, в 2017/18 – 766... В 2020 году – 898, в 2024 году – 888. С закрытием частных вузов ситуация другая. Согласно исследованию РАНХиГС, в 2017–2024 годах количество этих вузов вместе с филиалами сократилось почти на 21%. Сегодня их – 347.

Почему педагогические вузы отдают свои непрофильные специальности? Логика здесь понятна. Педвузам предложено сосредоточиться на науке – на педагогике.

Нынешней системе высшего образования досталось серьезное советское педагогическое наследие. Но в силу эпохальных изменений нашей жизни оно нуждается в переосмыслении. Все педагогические находки последних лет, типа системно деятельностного подхода, который умудрились втиснуть даже в федеральные государственные образовательные стандарты без должной обкатки, не воспринимают с должным пониманием ни дети, ни педагоги, ни родители. К слову сказать, некоторые ученые-дидакты даже сомневаются в названии «системно деятельностный». Деятельностный – это уже системный, отмечают они.

Напомним, что теория деятельности, или деятельностный подход, основан Сергеем Леонидовичем Рубинштейном и Алексеем Николаевичем Леонтьевым на основе культурно-исторического подхода выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Время создания теории деятельности 1920–1930 годы.

Так называемые метапредметные результаты, внесенные сейчас в государственный образовательный стандарт, пока тоже только раздражают значительную часть учителей. Метапредметность не стала ресурсом для школы. Вообще, как случилось, что все эти уникальные методы и подходы неожиданно пришли в нашу массовую и не подготовленную к этому школу, вопрошают теоретики дидактики.

В то же время надо признать, что непрофильные специальности помогают развитию университетского тренда на междисциплинарность, утверждают противники узкопредметности педагогических вузов.

Как бы там ни было, Министерство просвещения России заявило на днях, что планирует ввести профильное вступительное испытание для абитуриентов педагогических вузов с 2027 года. Это дополнительный экзамен по профильному предмету (например, физика для будущих преподавателей). Цель – отобрать мотивированных кандидатов и улучшить подготовку преподавателей естественно-научных дисциплин, где требуется дефицит специалистов.​

Абитуриентам педвузов требуется не менее 40 баллов по английскому языку, математике, истории, литературе, биологии, географии и химии; 41 – по физике; 45 – по осознанию; 46 – по информатике. В общем, создается фильтр для отсеивания неподготовленных кандидатов в педагоги. 


Читайте также


Возможен ли разрыв дипотношений с Варшавой

Возможен ли разрыв дипотношений с Варшавой

Польские социологи подвели базу под радикальное решение

0
3946
Небо над Венесуэлой становится предвоенным

Небо над Венесуэлой становится предвоенным

Надежда Мельникова

Трамп усиливает давление на Мадуро, надеясь добиться его отставки

0
2041
Чем российский учитель отличается от китайского коллеги

Чем российский учитель отличается от китайского коллеги

Елена Герасимова

Отечественные студенты серьезно интересуются методикой педагогической работы

0
4767
Консервные заводы Молдавии на грани остановки

Консервные заводы Молдавии на грани остановки

Светлана Гамова

Местные фрукты не берут даже на переработку

0
5417