«Новые люди» продвигают свой партийный символ, который победил на народном конкурсе.
Фото со страницы отделения партии «Новые люди» в Санкт-Петербурге в «ВКонтакте»
Аналитический центр ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение» (ФОМ) подтвердили одно существенное различие своих еженедельных замеров партийных рейтингов. Оно заключается в разном отношении к перспективам «Новых людей». ВЦИОМ включает эту партию в одну группу с КПРФ и ЛДПР, как бы прогнозируя борьбу за первенство среди оппозиции на троих. ФОМ держит «Новых людей» внизу вместе со «Справедливой Россией». Это, видимо, отражает тот факт, что дискуссия внутри власти о сценарии думской кампании не окончена.
Свежий электоральный рейтинг партий от ВЦИОМ выглядит таким образом: «Единая Россия» – 34,1%, ЛДПР – 10,5%, КПРФ – 9,5%, «Новые люди» – 8,4%, СР – 5,1%. При этом у всех фигурантов опроса, кроме коммунистов, зафиксирован небольшой, но уверенный рост показателей.
Между тем ФОМ, давая ЕР 41%, показывает, что если у ЛДПР сохраняется рейтинг в 10%, то вот КПРФ подросла за неделю уже с 8 до 9%. За «Новыми людьми» и СР отмечены их стабильные 4%. Повсеместное доминирование ЕР вполне понятно, точно так же, как и пребывание эсэров на последнем месте в партийном рейтинге. Периодическое сближение и удаление друг от друга ЛДПР и КПРФ тоже объясняется рядом как объективных, так и субъективных факторов. Однако разрыв «Новых людей» в два с лишним раза в зависимости от происхождения соцопроса объяснить какой-то реальностью уже крайне трудно.
При этом в поединке ВЦИОМ и ФОМ более последовательным выглядит последний: СР и «Новые люди», по его опросам, занимают нижнюю часть чарта весь последний год. У ВЦИОМ системные думские либералы на протяжении 2025 года весьма значительно колебались. Впрочем, к началу региональной кампании от эсэров «Новые люди» наконец оторвались. Казалось бы, далее их рейтинг должен был стать стагнирующим, но не тут-то было. И в начале ноября их электоральная поддержка составляла уже 8%.
Как уже не раз писала «НГ», в последнее время абсолютно все партии стали создавать громкие информационные поводы, чтобы попытаться выделиться среди остальных (см. «НГ» от 04.12.25). И вроде бы предвыборные соцопросы должны эту картину хотя бы частично отражать. Скажем, если взять текущее соперничество КПРФ и ЛДПР, то чаще всего оказывается так, что именно коммунисты получают больше эфира на госТВ. И непонятно, почему данные соцопросов на это почти не реагируют. Судя по всему, это происходит потому, что пока не утвержден какой-то определенный сценарий будущей думской кампании. И разные группы внутри власти ведут борьбу за собственное видение партийных перспектив. А гиганты социологии эту дискуссию только отражают.
Замдиректора Центра исследований политической культуры России Сергей Обухов напомнил «НГ», что «адекватность методик соцопросов проверяется выборами, однако ни ФОМ, ни ВЦИОМ не давали в этом году прогнозов по выборам в заксобрания». И он заметил, что уже по их результатам стало ясно, что «Новые люди» опережают СР только в столицах субъектов РФ, но проигрывают эсэрам как в борьбе за места региональных депутатов, так и по процентам на выборах губернаторских. «Хотя соцопросы, как правило, носят формирующий характер, пока все-таки не понятно, какая линия восторжествует. В администрации президента смотрят разные соцопросы, чтобы не ошибиться при планировании выборов», – подчеркнул Обухов.
Впрочем, сказал он, главная тенденция определена: ЕР набирает сверхрезультат на фоне остальных четырех партий, оказывающихся, по его словам, в «лягушатнике». Идеальная же матрица – это расклад на президентских выборах 2024 года, когда партийные кандидаты разошлись на доли процента. «Кто будет после ЕР и на каком месте – это в целом для власти не имеет принципиального значения. Хотя, конечно, почти у каждой партии есть покровители. По факту соперничество будет за второе-третье место в основном между КПРФ и ЛДПР, а за четвертое – между «Новыми людьми» и эсэрами. Но у политадминистраторов всегда должна оставаться свобода рук при необходимости маневра для корректировки планов и сценариев выборов, поэтому и конфигурация партийного поля в соцопросах не выглядит статичной», – пояснил Обухов.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин подтвердил «НГ», что «у политадминистраторов есть равноценные сценарии, прописанные на разные варианты развития событий в том числе на внешнем треке». То есть если страна подойдет к выборам после победы в СВО – это будет один сценарий, если СВО будет продолжаться – другой. И он подтвердил, что во власти до сих пор остаются группы как «ястребов», так и «голубей» – и не только по отношению к украинскому конфликту. При этом, по мнению Мухина, ясно одно: «К эсэрам, похоже, интерес у властных групп влияния потерян. Лоббистские возможности Миронова пока сошли на нет. Всплесками своей активности эсэры пытаются их вернуть. Но, судя по всему, вне зависимости от сценария СР не особо светит подняться выше пятого места на выборах в Госдуму. А вот «Новых людей» готовы поднимать как раз за счет эсэров. Основное же соперничество развернется именно между КПРФ и ЛДПР и именно за второе место».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что на результаты опросов влияет и методологии, и подобранная выборка, и регионы проведения. Например, они могут быть подобраны так, что где-то «Новые люди» растут, а где-то нет. Влияют на результаты и формулировки вопросом, и подсчет либо от всего массива опрошенных, либо от тех, кто подтвердил, что собирается идти на выборы. Влияют даже и такие мелочи как место партии в опросной анкете: обращают внимание на первых и последних, а кроме того, наличие в ней спойлеров или прямых конкурентов. Как подчеркнул Калачев, конечно, сценарий кампании пишет не руководство страны, это чиновники администрации президента готовят предложения для утверждения наверху. И, похоже, высшим руководителям сейчас не до думских выборов, они заняты СВО и другими проблемами. Так что пока не прояснится ближе к выборам как внутриполитическая, так и внешнеполитическая ситуация, утверждать какой-то единый сценарий нет особого смысла. «Одно дело, если к выборам мы подойдем, к примеру, с социально-экономическим кризисом, а другое дело – если без него. Во время СВО пройдет выборы или после нее. В первую очередь в сценариях прописываются риски и угрозы», – отметил он.
А соцопросы лишь интерпретируют общественное мнение, при этом ФОМ, сказал «НГ» Калачев, «круче» по своей репутации. Однако он заметил, что формирующий характер соцопросы приобретают во время предвыборной кампании, в межвыборный период говорить об этом не стоит. Разницу в рейтинге «Новых людей» у ФОМ и ВЦИОМ, как предположил Калачев, можно объяснять разными факторами – от покровительства одной из внутривластной групп и ее конкуренции с другими группами до элементарного финансового контракта между какими-то партиями и социологическими агентствами.

